Мифология креативного класса - page 1

Мифология креативного класса
1
УДК 316.022.4
Мифология креативного класса
© С.Г. Галаганова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Концепция креативного класса Ричарда Флориды рассматривается как информа-
ционная технология формирования нового потребительского идеала и стимулиро-
вания потребительского спроса, а самореализация и самоидентификация лично-
сти через конструирование «креативного» стиля жизни как замещение на индиви-
дуальном уровне возможности подлинного социального творчества.
Ключевые слова:
креативный класс, культурные креативы, креативные ценности,
новый консьюмеризм.
Понятие креативного класса (the Creative Class) было введено
американо-канадским экономистом и социологом Ричардом Флори-
дой, профессором Школы менеджмента имени Джозефа Ротмана в
Торонтском университете. В опубликованной в 2002 г. книге «Рож-
дение креативного класса» Флорида выдвинул гипотезу о формиро-
вании в крупных современных мегаполисах нового социального слоя,
не только положительно влияющего на рост городской экономики и
качество жизни, но и являющегося прообразом личности будущего, а
также главным фактором общественного прогресса [1]. За время,
прошедшее после публикации работы, вопрос о ее теоретической и
фактологической несостоятельности, похоже, перестал быть дискус-
сионным. Однако сам термин продолжает активно использоваться
СМИ (как зарубежными, так и российскими), что побуждает обра-
тить внимание на причины подобного упорства.
Для начала вспомним выдвинутые автором главные типологиче-
ские признаки креативного класса.
Само название новой общности недвусмысленно указывает на
характер труда, которым профессионально занимаются ее представи-
тели («креативный» в переводе на русский язык означает «творче-
ский»). Логично предположить, что сюда относятся лица высокоин-
теллектуального труда (прежде всего, ученые). Но в таком случае
возникает вопрос о «новизне» этого слоя, существующего в структу-
ре человеческого общества уже не одно столетие. Быть может, речь
идет о каких-то «особенно новых» и «особенно творческих» видах
труда, до которых далеко и конструкторам ракет, и создателям мате-
матических теорий, и авторам всемирно известных симфоний?
Если обратить внимание на приводимые Флоридой примеры
«креативных» профессий, то следует признать, что по большей части
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook