Мифология креативного класса - page 6

С.Г. Галаганова
6
нове столь резкого и неожиданного поворота лежало осознание
остроты экологической проблемы (не в последнюю очередь благода-
ря «зеленой пропаганде»). Простая и здоровая пища, минимум ве-
щей, бережное отношение к ним и прочие сознательные самоограни-
чения стали модой и образцом для подражания, что и побудило про-
изводителей к поиску новых путей стимулирования потребительско-
го спроса. Было найдено два пути: резкое снижение культурно-
образовательного уровня населения и создание новой привлекатель-
ной модели «креативного потребления».
Сегодня формирование идеального потребителя является одной
из важнейших задач «субъектов глобализации» в лице транснацио-
нальных компаний (ТНК). На Западе он называется «креативным»; у
нас — «культурным» (точнее было бы сказать: окультуренным). Это
уже не отупевший от еды и лени Митрофанушка из комедии Фонви-
зина «Недоросль» (естественно, исключенной из российской школь-
ной программы). Современный «Митрофанушка» активен, «продви-
нут», набит разнообразной информацией, однако, как и фонвизин-
ский герой, полностью лишен способности к рациональному мышле-
нию, рефлексии и самостоятельному приобретению научных знаний
об окружающем мире. Да и рядом с ним (в данном случае — на те-
леэкране) — все то же: праздность, разговоры о еде и способах ее
приготовления, реклама напитков, бесконечная озабоченность своей
внешностью и здоровьем. «Дебил как двигатель прогресса» — это не
просто горькая шутка британского социолога Сэмюэля Майлса; это
печальная реальность современной рыночной экономики [12, с. 23].
Целенаправленное снижение образовательного и культурного
уровня населения достигается путем перехода от традиционной куль-
туры (как якобы устаревшей) к так называемой сетевой культуре (net
culture), превращающей потребление знаний в занятие комфортное и
необременительное. По мысли «хозяев мирового дискурса», учебный
процесс не должен огорчать креативного потребителя непонятностью
и сложностью. Да и знать ему по большому счету ничего не нужно —
все можно будет найти в Интернете. Именно этим объясняется почти
агрессивное навязывание игровых методик и онлайновых образова-
тельных технологий (равно как и их дешевизной — как для потреби-
теля, так и для государства).
Психологи давно сделали вывод, что под воздействием информа-
ционного поля «интернет-культуры» у подростков вырабатывается
неприятие сложной информации (в том числе и классической литера-
туры, музыки); они становятся неспособны к творчеству, самостоя-
тельному мышлению, критическому осмыслению получаемых сведе-
ний. Net people («сетевые люди») превращаются в «функцию кнопки,
находящейся в чужих руках», а их знания — в «одноразовые»: ска-
чал, использовал и тут же забыл [2]. «Образовательный фаст-фуд»
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook