Мифология креативного класса - page 7

Мифология креативного класса
7
(educational fast food) — так именуют сегодня за рубежом то, чем
«кормят» новое поколение.
Активных потребителей этого продукта называют «бегунами», в
отличие от «альпинистов», нацеленных на образование как дли-
тельный и тяжелый труд по восхождению к подлинной культуре и
знаниям. В первом случае речь идет о человеке, «набитом» самой
разнообразной информацией, которую он, однако, не в состоянии
связать в целостную, внутренне непротиворечивую систему, а сле-
довательно, самостоятельно «докапываться» до причин и смысла
происходящих событий, проводить исторические аналогии, выстра-
ивать строгие логические цепочки рассуждений с опорой на рацио-
нальную аргументацию.
Нужны ли обществу информированные «бегуны», владеющие
информационными технологиями? Безусловно. Куда же оно денется
без обслуживающей его армии офисных работников? Однако не сле-
дует забывать, что «мотором» судьбоносных свершений, достижений
и прорывов всегда являлись «альпинисты». Между тем, как считает
тот же Зигмунт Бауман, их воспитание может происходить сегодня
разве что в «культурных катакомбах», мужественно противостоящих
глобальным образовательным трендам [13].
«Сетевая культура» формирует «человека играющего» (homo lu-
dens) — разумеется, не в том смысле, какой вкладывал в это понятие
Йохан Хейзинга, а в самом буквальном, дословном. Речь идет все о
той же «креативной» личности — легковесной, поверхностной, не-
способной на глубокие мысли и чувства, с непомерно завышенной
самооценкой. Психиатры отмечают, что улыбчивый и коммуника-
бельный homo ludens истерично реагирует на любое принуждение и
критику (крайними проявлениями этой реакции могут быть само-
убийства или убийства «обидчиков»).
Своим не обремененным знаниями и подлинной культурой «де-
тям» общество потребления предлагает соответствующие профессии:
байер, шопер, дилер, коучер, дистрибьютер, охранник, секретарь, ме-
неджер (последнее может означать раскладчика товаров и даже груз-
чика). Все эти (бесспорно нужные) виды труда, к сожалению, не спо-
собны доставить радость подлинного творчества; они дают лишь
средства к существованию. А поскольку потребность в творчестве
заложена от природы в каждого, она замещается все тем же «пре-
стижным потреблением»: человек «творит» свой «имидж» и соответ-
ствующий ему стиль жизни, да и просто получает хоть и примитив-
ную, но все-таки радость. Отсутствие возможности участия в «боль-
ших проектах» и подлинном социальном творчестве креативный
класс компенсирует участием в «малых делах» и мини-протестах,
ничем не угрожающих экономическому и политическому статус-кво.
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook