Мифология креативного класса - page 8

С.Г. Галаганова
8
Обобщая вышесказанное, можно сделать некоторые заключения.
Концепция креативного класса прежде всего представляет собой
новую технологию стимулирования потребительского спроса через
умозрительное конструирование привлекательной общности, якобы
являющейся носительницей неких общих ценностей. Интеграция в
нее становится в данном случае главным манипулятивным соблазном
массового сознания. Цель состоит в том, чтобы заставить потребите-
ля «покупать» себе определенный стиль жизни, символизирующий в
глазах общества принадлежность к очередному модному бренду.
Изобретение мифического креативного класса преследует и цель
социальной интеграции: работники умственного труда, стремительно
«вымываемые» из среднего класса в малообеспеченные слои, полу-
чают возможность почувствовать себя людьми «одной крови» с «кре-
ативной» буржуазией. Результат налицо: в США к креативному клас-
су причисляют себя около 50 миллионов взрослых американцев
(т. е. более четверти населения страны); в Западной Европе — около
90 миллионов человек [14].
Идея креативного класса служит распространению определенно-
го мировоззрения, предполагающего обязательную «девиантность»
по отношению к традиционным социальным институтам и нрав-
ственным принципам, их деконструкцию. Право на принадлежность
к новому престижному сообществу и сама способность к творчест-
ву признаются лишь за теми, кто готов к «креативным девиациям»,
т. е. активному разрушению традиций.
Что же касается погружения «креативов» в блогосферу, то речь
идет о постепенной замене традиционной системы социальных свя-
зей и передачи информации (таких как семья, традиционная система
образования) на сетевые. Цель в секрете не держится: «Хорошее раз-
витие блогосферы и принадлежность к ней достаточно широких сло-
ев молодежи значительно облегчает демократизацию политических
режимов» [1, с. 2].
Социокультурный аспект идеи креативного класса (более значи-
мый, на наш взгляд, нежели экономический) состоит в обновлении
имиджа конкретно-исторического типа
2
. По-английски он называется
philistine (филистерский); по-русски — мещанский (разумеется, не в
смысле принадлежности к одному из дореволюционных российских
сословий, а в смысле наличия определенных духовно-нравственных
черт). В начале нынешнего века американская цивилизация в очеред-
ной раз стала ареной вечно тлеющей борьбы этого культурно-
2
Под культурно-историческим типом автор этого термина, русский философ
Н.Я. Данилевский, имел в виду некую умозрительно сконструированную
«личность», в обобщенном виде выражающую идентичность народа — его дух,
особенности психологии, культуры.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook