Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации - page 1

1
УДК 101.1; 02.41
Интегративная концепция личности в социальной
философии: модель идентификации
© Т.П. Малькова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализированы сложившиеся социально-философские, междисциплинарные
методы исследования и концепции личности. Дано определение личности. Пред-
ложено рассмотрение двуединой природы личности как субъекта-носителя и
субъекта — творца реальности, прослежено социокультурное становление лич-
ности. Разработана интегративная модель идентификации личности, имеющая
практическую значимость в условиях информационного общества.
Ключевые слова:
личность, интегративная концепция личности, субъектно-
объектный и субъектно-субъектный методы исследования, типология личности,
идентификационная модель личности.
В информационную эпоху актуальна разработка такой социально-
философской концепции личности, которая позволит интегрировать
разнообразные ее модели, учесть сущностные характеристики и иден-
тификационные признаки, выявить роль и влияние усложнившейся
среды обитания на личность. Цель статьи — разработка интегративной
концепции, позволяющей идентифицировать личность в условиях из-
менившихся реалий современного общества; задачи — проследить
развитие концепций личности, особенности ее взаимодействия с об-
ществом на разных социокультурных этапах в рамках философских,
социологических, психологических исследований, проанализировать и
дополнить типологию личности. Для того чтобы преодолеть односто-
ронность известных подходов и фрагментарность рассмотренных кон-
цепций, в работе используется прием теоретического плюрализма в
качестве основы идентификационной модели личности. Множество
концепций личности, их «вавилонское столпотворение», несмотря на
парадоксальность, имеет свой теоретический смысл [6, с. 12]. На базе
плюрализма подходов, разнообразия исследуемых аспектов теории
личности предлагается социально-философская модель ее идентифи-
кации. Обосновывается принципиальное значение положения о дву-
единой природе личности как субъекта-носителя и субъекта — творца
реальности. Автор определяет личность как меру усвоения субъектом
содержания культурного опыта, передаваемого индивиду социумом, и
как меру деятельной отдачи приобретенного и приумноженного им в
ходе социализации культурного достояния [11, с. 106–124].
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook