Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации - page 3

Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации
3
фии, рассматривая личность в интересующем их аспекте, создавали
фрагментарные ее модели. Попытка преодолеть односторонность
была предпринята в марксизме. Человек, сохраняя свои психофизи-
ческие особенности, выступал прежде всего существом обществен-
ным, меняющим личностные свойства в ходе социализации и дея-
тельности. Личность — это совокупность актуализаций и объектива-
ций, воспринимаемых окружающими ее людьми. При этом
практически не уделялось внимание внутренней органике (самоиден-
тификации) субъекта. Автор приходит к выводу о необходимости
учитывать двуединую природу личности. Личность является субъек-
том-носителем (интегрированная «Я»-концепция), усвоившим и ак-
туализирующим социокультурное содержание, и субъектом — твор-
цом принципиально нового в культуре. Идентификация личности за-
висит от изменения исторических форм деятельности, внутренней
мотивации, адаптационной активности субъекта [14, с. 161—169].
Социальный прогресс связан именно с тем, что создаются условия
для полного раскрытия личности, когда мотивации созидания стано-
вятся осмысленными. Преобразившийся мир, являясь ареалом суще-
ствования, меняет самого homo sapiens. Человек — продукт (объект)
истории и активный субъект развития — личность.
Отношения личности и общества на протяжении истории склады-
вались по-разному. Автор рассматривал этот вопрос в своей работе
«Введение в социальную философию» [9, с. 24–42]. Вне общения, соци-
ализации появление личности невозможно. Однако процесс обособле-
ния помогает осознать «Я», отличить и сравнить себя с другими, иден-
тифицировать собственную личность. Общение и обособление допол-
няют друг друга. В родовом обществе превалирует общение. Обособ-
ление — следствие усложнения структуры социума. С развитием
собственности появляются эксплуатация и личная зависимость неиму-
щих сословий (рабство, колонат, крепостничество). Обособление стано-
вится значимым для субъекта. Буржуазное общество способствует
«атомизации» людей в социуме. Внеэкономическая зависимость сменя-
ется экономическим принуждением (К. Маркс). Процесс труда и его ре-
зультаты обезличиваются (механизация, конвейер). С применением ма-
шинной техники труд теряет творческую составляющую, человек вы-
нужден продавать свое время, трудовую деятельность, рабочую силу.
Идет отчуждение личностной сущности человека. Труд, теряя свою че-
ловеческую ценность, перестает быть средством развития личности.
Применение субъективного (индивид — субъект социализации) и субъ-
ектно-деятельностного подходов позволяет понять ограниченность
личностного развития в анализируемых условиях бытия человека (лич-
ности) [3, с. 27–42; 8, с. 7–16].
Отчуждение личности свидетельствует о потере ею внутренней
идентичности, оно проявляется в разрыве общения внутри социума.
1,2 4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook