Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации - page 2

Т.П. Малькова
2
Термин «личность» появился в античные времена. «Личина»,
«персона» обозначали актерскую маску во время исполнения роли в
театре. Позднее личностью стали называть субъекта осмысленной
деятельности с устойчивыми духовными и поведенческими стерео-
типами, ролями, индивидуально выработанными или приобретенны-
ми им в сообществе, культуре. Постепенно понятие приобрело более
широкий смысл. Личность — реализация индивида как субъекта,
агента осмысленной деятельности [12]. Первоначально проблема
личности обсуждалась в социальной философии. Для античных муд-
рецов личность не существовала вне полиса, вне жизни человека как
гражданина. Уже тогда обнаружилось несовпадение повседневного
поведения и «сущности» человека как микрокосма, а также связан-
ных с субъектом мотивов деятельности и ответственности (Сократ,
Платон, Аристотель). В религиозно-философских (христианство) си-
стемах личность понималась как «индивидуальная субстанция» —
синоним нематериальной души (А. Августин). Уделялось внимание
иррациональной компоненте духа (откровение, озарение). Проблема
личности выдвинулась на передний план в эпоху Ренессанса. Начи-
ная с «Речи о достоинстве человека» Мирандолы, «Опытов» М. Мон-
теня, понимание проблемы личного достоинства, творчества субъек-
та разрушило стереотипы пассивности, страдания, греховности, под-
чиненности личности воле Бога. Р. Декарт обосновал дуалис-
тическую (психофизическую) трактовку человека. У теоретиков
эпохи Просвещения личность сливается с понятием «Эго». Энцикло-
педисты обратили внимание на роль и влияние социокультурного
ареала на формирование личности. В повести Ф. Вольтера «Просто-
душный» и педагогических романах Д. Дидро поднималась проблема
нравственного прогресса личности. Категорический императив
И. Канта способствовал осознанию собственного «Я», анализу само-
сознания субъекта. Идентификация личности осуществлялась в раз-
вертывании самосознания индивида (или в самопознании абсолют-
ной идеи Г. Гегеля). Экзистенциальные аспекты личностного бытия
специально исследовались в работах С. Кьеркегора, Н. Бердяева,
Ж.П. Сартра, А. Камю.
Философы активно обсуждали биологические и социальные де-
терминанты, проблему личной свободы и ответственности по отно-
шению к обществу, себе, природе. Биологизаторские концепции при-
нижали роль социума и культуры в становлении личности (А. Ардри,
К. Лоренц, З. Фрейд). Социологизаторские теории игнорировали ге-
нетику человека, сводили личность к набору социокультурных влия-
ний (К. Маркс и его последователи). В рамках волюнтаристических
концепций личность представала демиургом или страдальцем, не
способным освободиться от воли к жизни или воли к власти
(Ф. Ницше, А. Шопенгауэр). Представители неклассической филосо-
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook