Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации - page 5

Интегративная концепция личности в социальной философии: модель идентификации
5
линг может привести к трагическим последствиям. Современные до-
стижения IT позволяют создавать виртуальную вещественную реаль-
ность, как это описано в романе-утопии В. Пелевина «S.N.U.F.F.».
Это и дизайн дома, и престижный пейзаж за окном, и любимая де-
вушка-робот, с заданным характером и интеллектом. Они доступны
воображению и, следовательно, обладанию. Сюжет утопии наводит
на мысль, что сытость и престижная среда обитания значимы, но они
не являются решающими факторами в жизни личности, что и осо-
знают главные герои. По-видимому, все большее внимание в иссле-
довании личности следует уделять не только объектному, но и субъ-
ектно-объектному подходу. Современный мир и зеркало памяти дают
понимание того, «кто есть Я», чем обусловлена моя личность: «мы —
всего лишь модели из привычек, воспоминаний, из прошлого»
[4, с. 131]. Социум задает требования, модели, предписания на раз-
ных стадиях конвенциального взаимодействия с субъектом, не всегда
сочетающиеся с личностными характеристиками субъекта. Этим
объясняется, например, популярный ныне дауншифтинг.
Адаптация субъекта в активно меняющейся среде и процесс
осмысления смены ориентаций мышления и поведения личности ис-
следуются в рамках субъектно-субъектного подхода. Оптимально
функциональная или вполне раскрывшаяся, «инновационная лич-
ность» [16, c. 142] идентифицирует себя, интегрируя собственную
«Я»-концепцию, включающую понимание себя, мысленный идеал,
самооценку (личное достоинство) и оценку «Я» со стороны других
людей. В каждом «Я» так или иначе сочетаются детское, родитель-
ское и взрослое «Я». К субъективным факторам, влияющим на лич-
ность, относятся совокупные воздействия общества, сложившиеся
парадигмы и матрицы, господствующие в менталитете, культуре.
В реальности человек приобретает личностные качества, включив-
шись в жизнедеятельность разнообразных групп, где условия бытия и
субъективный фактор создают определенный образ жизни. Менталь-
ные и мировоззренческие ориентиры общностей могут совпадать, а
могут противоречить друг другу. Важна комфортность духовной ат-
мосферы среды обитания человека. Множественность форм жизнеде-
ятельности приводит к тому, что личность выполняет различные
функции или роли в зависимости от того, в какой среде приходится
проявлять себя (сын — москвич — программист — блогер). Возможна
«сшибка» сознания, мировоззрения и поведения субъекта, поскольку
он по-разному презентует себя в плюральном мире. Личность полимо-
дальна. Она реализуется через мировоззренческий, политический, пра-
вовой, нравственный, эстетический, коммуникативный потенциал, за-
ложенный в нее в ходе социализации [10, с. 42–57]. В каждой ситуа-
ции складывается сетка экспектаций, т. е. от субъекта ожидают
определенных действий.
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook