Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Т.И. Кузнецова, Г.М. Иванов, О.И. Опарин

2

Гуманитарный вестник

# 12·2017

Прежде чем ответить на поставленные выше вопросы, необходи-

мо дать понятие цифрового предприятия. Термин «цифровое пред-

приятие» не имеет однозначного определения в экономической лите-

ратуре и носит дискуссионный характер.

В материалах форума о стратегиях, технологиях и практике

управления цифровым предприятием DigEnForum дается определение

цифрового предприятия как «организации, которая использует инфор-

мационные технологии в качестве конкурентного преимущества во

всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, мар-

кетинге и взаимодействии с клиентами» [1].

По мнению А. Мельниковой, цифровое предприятие — «это ор-

ганизация, способная быстро адаптироваться к быстро меняющимся

окружающим условиям, в том числе на основе проактивного прогно-

за развития ситуации в будущем» [2].

Как подчеркивает Е. Семеновская, реализация модели «цифрово-

го предприятия» базируется на технологических инновациях послед-

них лет, среди которых нужно в первую очередь выделить облачные

вычисления, большие данные, мобильность и социальные сети [3].

М. Баранов отмечает, что «концепция цифрового предприятия

подразумевает полную перестройку бизнеса, включая производство,

отношения с клиентами, методы управления компанией, на основе

широкого применения цифровых технологий. Фундаментом цифрови-

зации служат глобальные технологические тренды в ИТ, кумулятив-

ный эффект которых и вызвал цифровую трансформацию…» [4].

По мнению ряда исследователей, для реализации цифрового пред-

приятия нужны новые модели организации бизнеса, позволяющие со-

здавать предприятия, деятельность которых будет базироваться

на обработке и анализе данных на основе стратегии развития, дающей

возможность не только постоянного оперативного развития предприя-

тия в меняющихся условиях окружающего мира, но и заблаговремен-

ную подготовку к будущей реорганизации на основе точных прогно-

зов, обеспечиваемых новыми информационными технологиями [5–9].

Цифровое предприятие имеет сложную структуру (рис. 1).

Международная бизнес-школа при Массачусетском технологиче-

ском институте в Кембридже, США (MIT Sloan School of Management)

совместно с одной из крупнейших консалтинговых компаний в сфере

менеджмента и информационных технологий Capgemini Consulting про-

анализировали более 400 крупных компаний — представителей разных

отраслей, чтобы понять, какое значение для них имеет цифровой биз-

нес. Результаты исследования поместили в матрицу, где в качестве од-

ного измерения взяли инвестиции в технологические инициативы, име-

ющие целью изменение операционной деятельности компании (digital

intensity), а в качестве второго — глубину преобразований в менедж-

менте (transformation management intensity) [10].