Previous Page  4 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 16 Next Page
Page Background

И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

На референдум, который прошел 16 марта 2014 г., были вынесе-

ны два вопроса.

1.

Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта

Российской Федерации?

2.

Вы за восстановление действия Конституции Республики

Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

По итогам голосования было установлено, что явка на референ-

дум составила 83,01 % от общего населения АРК, обладающего ак-

тивным избирательным правом. За воссоединение Крыма с Россией

проголосовали 96,77 % от общего числа пришедших [12]. 89,50 %

жителей Севастополя, имеющих право голосовать, изъявили желание

участвовать в референдуме, из которых ответили «за» на тот же во-

прос 95,60 % человек.

Однако в статье 73 Конституции Украины от 2004 г. сказано, что

изменение территориального статуса как части страны, так и страны

в целом решается исключительно на всеукраинском референ-

думе [13]. Отсюда можно сделать вывод о том, что вопросы на про-

веденном в Крыму референдуме являются неконституционными и

противоречащими законодательству государства, в чьем составе

находились Республика Крым и город Севастополь. Решение, кото-

рое принял Крымский парламент по итогам референдума об отделе-

нии Крыма от Украины и присоединении его к России в качестве

субъекта Российской Федерации, также является противоречащим

статье 73 Конституции Украины и считается незаконным [14].

Однако если рассматривать этот прецедент с позиции междуна-

родного права, то однозначно судить о легитимности крымского ре-

ферендума невозможно. При детальном анализе данного вопроса на

основании источников международного права появляются веские

причины считать прошедший в Крыму референдум, отсоединение

Крыма и Севастополя от Украины и присоединение данных субъек-

тов к России легитимными.

Прежде всего следует обратиться к Конституции АРК от 6 мая

1992 г., в которой провозглашено:

1)

«Республика Крым является правовым, демократическим

государством. На своей территории Республика обладает верховным

правом в отношении природных богатств, материальных, культурных

и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю

полноту власти на данной территории»;

2)

«Республика в лице ее государственных органов и должност-

ных лиц осуществляет на своей территории все полномочия за ис-

ключением тех, которые она добровольно делегирует Украине»;

3)

«компетенция Республики Крым устанавливается Конститу-

ционным Законом Республики» [15].