1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 4·2017 1

УДК 340.132 DOI 10.18698/2306-8477-2017-4-436

Проблемы правовой регламентации

присоединения Крыма и Севастополя к России

© И.Е. Лапшина, Д.П. Бащук

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследована правовая регламентация присоединения Крыма и Севастополя к Рос-

сии. Рассмотрены противоречия в теории и реализации норм международного

права, регулирующих вопросы самоопределения наций и народностей, право сецес-

сии части территории из государства. Проанализированы правовые акты Украи-

ны и России в период присоединения Крыма, указаны юридические коллизии в них,

приведена точка зрения авторов по вопросу их разрешения.

Ключевые слова:

сецессия, легитимность, территориальная целостность госу-

дарства, международный договор, самоопределение наций и народностей

После событий, произошедших в 2014 г. в Крыму, возникла необ-

ходимость в переосмыслении целого ряда основополагающих принци-

пов и институтов международного права, в том числе каким способом

и при каких условиях возможно реализовать право нации на само-

определение. Появилось множество точек зрения на понятие террито-

риальной целостности государства [1]. Специалисты в области между-

народного права стали по-новому толковать юридическую природу

таких категорий, как суверенитет и независимость государства и его

частей, появились различные мнения по вопросу сецессии. Большин-

ство политиков и юристов до сих пор спорят о легитимности отделе-

ния Крыма от Украины и признании на международном уровне Кры-

ма в качестве нового субъекта Российской Федерации.

Тема статьи не позволяет обойти вниманием вопросы толкования

дефиниций «легитимность» и «законность». Есть несколько точек

зрения по поводу содержания и соотношения данных терминов.

В английском языке слова «легитимность» (legitimacy) и «закон-

ность» (legality) имеют одинаковый корень, однако, согласно мнению

Ричарда Фалька [2], члена Совета по правам человека ООН, они раз-

личаются по значению. Законность рассматривается как частное по-

нятие по отношению к легитимности, т. е. легитимность уже включа-

ет в себя понятие законности. Если опираться на доводы некоторых за-

падных политиков, то крымский референдум следует признать

легитимным, когда говорят о международном праве, но незаконным,

если речь идет о законодательстве Украины. Таким образом, легитим-

ность как более обширное понятие относят к международному публич-