Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

А.В. Колоскова, С.А. Лебедев

4

Гуманитарный вестник

# 5·2017

ной схемы, затем она преобразуется в картину естественного физиче-

ского процесса, отражающую функционирование данного устрой-

ства. Инженерная задача переходит в научную проблему, а потом —

в математическую задачу, решаемую дедуктивным путем. Этот путь

(снизу вверх) называется анализом схем, а противоположный ему —

синтезом схем. Он позволяет на базе уже имеющихся конструктив-

ных элементов, точнее, соответствующих им идеальных объектов,

синтезировать новое техническое устройство (его идеальную модель

или теоретическую схему) по определенным правилам дедуктивного

преобразования, рассчитать его основные параметры и проимитиро-

вать функционирование. Выработанное на основе идеальной модели

решение затем последовательно переносится на уровень инженерной

практики. Главная задача технической теории состоит в разработке

разных типов структурных схем для всевозможных требований и

условий. Тем самым заранее теоретически обеспечивается создание

соответствующих технических устройств и систем.

Выявление специфики технических наук обычно осуществляется

на основе их сопоставления с другими науками — естественными,

социально-гуманитарными, математическими.

Особенность научно-технических дисциплин состоит в том, что в

них инженерная деятельность часто не только дополняет экспери-

ментальную, но и выполняет функцию эксперимента, заменяя его.

Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоре-

тических выводов и выявляется новый эмпирический материал для

исследования. Научно-технические дисциплины обязаны доводить

теоретические знания до уровня практических инженерных рекомен-

даций. Специфика технической теории выражается не столько в ис-

пользовании ее выводов для объяснения протекающих в технических

устройствах природных процессов или даже необходимости доказа-

тельства применимости ее результатов на практике, сколько в их ре-

гулярном практическом использовании для создания этих техниче-

ских устройств.

Поскольку все виды технических устройств являются материаль-

ными объектами, то технические науки тесно связаны с естествозна-

нием, изучающим различные природные материальные системы.

Технические и естественные науки имеют один предмет — области

инструментально измеримых явлений, однако проводят его исследо-

вание различным образом. Технические объекты — это реальные

объекты, которые создаются для выполнения определенных целесо-

образных функций. Техника, будучи объектом творчества, не являет-

ся простой реализацией естественно-научных знаний: она имеет свои

законы развития, которые также выступают основой технического

творчества. Более того, законы естествознания служат лишь исход-

ной основой для технической творческой деятельности. Действие