Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Технические науки, особенности их структуры и методов

Гуманитарный вестник

# 5·2017 3

разработка идеальных моделей технических устройств, материализа-

ции и овеществления технического знания прежде всего в матери-

альном производстве, а затем и в других сферах.

Существенное влияние на развитие технических наук всегда оказы-

вала научная картина мира. Научная культура и научная картина мира

также прошли определенные этапы развития. Как известно, в Древнем

мире преобладала мифологическая картина мира, где вера в естествен-

ное и сверхъестественное сливалась в единое целое. В Древней Греции

была создана первая научная картина мира, основу которой составлял

космоцентризм, все явления окружающего мира рассматривались в ней

через призму определенного понимания Космоса. Затем в Средние века

эту картину мира сменил теоцентризм — религиозная картина мира, где

всесильный, всемогущий, вечный Бог стал преобладающей реально-

стью. В эпоху Возрождения человек впервые стал перемещаться на пе-

редний план картины мира, рассматривалась взаимосвязь человека

с природой, возник антропоцентризм, или гуманизм. Последовавшая за

этим в Новое время смена ценностей европейской культуры породила

новую научную картину мира — механистическую, а вместе с ней —

новую традицию рационально-технического мышления. Постепенно

она привела к торжеству техноцентризма и технократизма в современ-

ной науке.

Несмотря на смену в истории цивилизаций типов мировоззрения,

технические науки фактически вплоть до начала XX в. в целом раз-

вивались довольно медленно. Выделяют следующие этапы развития

технических знаний:

донаучный, эмпирико-практический (от античности до XVII в.);

этап формирования научного технического знания (XVIII —

первая половина XIX вв.);

классический этап (вторая половина XIX в.);

современный (с начала XX в. по настоящее время).

Сегодня уже привычными и массовыми для развития науки стали

ситуации, когда целевые исследования, ведущиеся в промышленных

лабораториях, приводят к серьезным научным прорывам, или, напро-

тив, когда ученые, работающие в университетах или академических

центрах, приходят к важным технологическим открытиям. В то же

время технические науки уже в полной мере рассматриваются как

самостоятельные научные дисциплины, как особый вид научного

знания. Они существенно отличаются от других наук и по структуре,

и по функциям [3].

Специфика технических наук и их основные виды.

Формиро-

вание технических наук, как правило, происходит следующим обра-

зом. Вначале возникает инженерная задача создания технического

устройства определенного типа, которая предстает в виде структур-