1 / 9 Next Page
Information
Show Menu
1 / 9 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 5·2017 1

УДК 168.5 DOI 10.18698/2306-8477-2017-5-433

Технические науки, особенности их структуры

и методов

© А.В. Колоскова, С.А. Лебедев

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены особенности структуры технических наук по сравнению с есте-

ственными, а также специфика их содержания, развития и методов. Показана

непосредственная обусловленность их содержания тремя группами факторов:

практическими, техническими и инженерными проблемами, уровнем развития

науки в целом, прежде всего естественных наук и математики, а также господ-

ствующей в обществе картиной мира. Обосновано наличие в структуре техниче-

ских наук четырех качественно различных уровней научного знания: чувственного,

эмпирического, теоретического и метатеоретического. Раскрыта сущность ме-

тодов построения и обоснования технических теорий.

Ключевые слова:

технические науки, структура технического знания, методы

технических наук

Технические науки — это науки, изучающие создание и функци-

онирование техники. Эволюция технических знаний базируется на

развитии практических навыков и объектного содержания техниче-

ской деятельности, после того как предпосылки развития целостного

комплекса технических объектов и знаний включены в структуру

объектного действия, а само техническое знание отражает действия

субъекта, технологические операции и технологические процессы.

Первая форма технического знания возникла с целью фиксации и

предписания набора приемов практической деятельности. Это был

длительный период развития сугубо эмпирического уровня техниче-

ского знания вплоть до возникновения технических теорий, основан-

ных на мысленном проектировании технических систем, физического

и математического обоснования технических моделей, их последу-

ющей экспериментальной проверки, натурного испытания функцио-

нальной полезности и надежности сконструированных на основе

данных моделей технических устройств и систем. Это важный шаг

от чисто эмпирического уровня технического знания к развитию тех-

нических наук на основе технических теорий был сделан лишь в эпо-

ху Возрождения и Новое время. До этого развитие техники базирова-

лось в основном на природном инженерном таланте отдельных уче-

ных и практиков. Но лишь к XIX в. сознательная ориентация на

естествознание и математику при проектировании технических си-

стем показала свою огромную эффективность при создании новых

видов техники и технологий, а начиная с XX в. стала главным источ-