Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

А.В. Колоскова, С.А. Лебедев

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

ником как прогресса самих технических наук, так и их практического

применения [1].

Развитие технических наук опиралось на естествознание, что при-

вело их к приданию техническому научному знанию формы и структу-

ры, аналогичной естественно-научному знанию. Еще одним следствием

ориентации технических наук на естествознание как лидера классиче-

ской науки стало изменение социальной структуры технознания.

К XIX в. уже сформировалась сеть профессиональных инженерных

обществ, подобных научным, стали издаваться научно-технические

журналы, были созданы исследовательские технические лаборатории, а

математические теории и экспериментальное знание естественных наук

и их методы все более приспосабливались к техническим нуждам.

Структура и постановка проблем в технических науках определялась не

только познавательной, но и практической деятельностью инженеров,

окончательно их новое понимание было закреплено и институализиро-

вано в возникших в середине XIX в. высших технических школах.

В настоящее время обозначился новый этап развития технических наук,

который выражается в реализации комплексных исследований в рамках

интеграции не только технических и естественных, но и обществен-

ных наук [2].

Предметом технических наук является совокупность свойств, от-

ношений и законов разных видов техники, технологий, приборов, из-

мерительных инструментов, строительных, архитектурных кон-

струкций и других артефактов человеческой деятельности. Эти свой-

ства исследуются во многих технических науках, например в теории

машин и механизмов, сопротивлении материалов, материаловедении,

строительстве, фармацевтике и др.

Предмет технических наук и особенности свойств технического

знания определяют понятие технико-технологической рациональности

как особого вида научной рациональности, предъявляя следующую со-

вокупность требований к техническому знанию [3, 4]: «вещная» объек-

тивность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость,

системная надежность, практическая эффективность, социальная полез-

ность, точность, открытость для критики, возможность оптимизации

или отказа от прежней модели.

Анализ литературы показывает, что общепринятой трактовки

объекта и структуры технических наук до сих пор не существует.

Тем не менее, по мнению авторов статьи, все же можно выделить ос-

новные подходы к решению указанных вопросов. Объект техниче-

ских наук — это техника, технология, техническая, инженерная дея-

тельность и практика, определенные закономерности функциониро-

вания и развития техники в целом, а также отдельных ее элементов,

принципы, способы и методы проектно-технической деятельности,