Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Фортунатов

8

Гуманитарный вестник

# 4·2017

В 1821 г. по проекту Бетанкура в Санкт-Петербурге был построен

первый постоянный плашкоутный мост по линии Исаакиевский со-

бор — здание двенадцати коллегий. В архивах сохранилось свиде-

тельство того, что Бетанкур лично контролировал, чтобы плашкоуты

были недорогими и надежными [6, л. 893–896].

Грандиозной эпопеей стало строительство под руководством Бе-

танкура ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде, включившего

более 60 зданий. Работы начались в 1817 г., когда Бетанкур осмотрел

место и предложил технико-экономическое обоснование. 6 декабря

1817 г. Александр I утвердил предложения главного инженера Рос-

сийской империи и распорядился выплачивать генералу Бетанкуру

ежемесячно по тысяче рублей «сверх окладов им получаемых… на

стол его и на путевые издержки… доколе он будет употребляем по

сему поручению» [7, л. 239–241]. Бетанкуру удалось при жизни вы-

полнить основную часть работ. Торжественное открытие ярмарки

состоялось в ночь с 14 на 15 июля 1822 г. под пушечную пальбу су-

дов, при огромном стечении народа. В 1823 г. Бетанкур совместно с

В.И. Гесте разработал Генеральный план будущего развития Нижне-

го Новгорода, который император утвердил в январе 1824 г. [8].

Учитель российских инженеров.

Бетанкур щедро передавал свой

опыт будущим инженерам путей сообщения в ИКИПС, который воз-

главлял в 1809–1824 гг. Именно Бетанкур создал исходную матрицу

инженерно-строительного и транспортного образования в России.

Основу данной матрицы составило изучение теоретических и

прикладных дисциплин с применением полученных знаний в реаль-

ной инженерной практике и последующим обобщением приобретен-

ного опыта. Впервые в России в высшем учебном заведении стали

готовить инженеров-исследователей, которые сочетали практиче-

скую деятельность с научными трудами и преподаванием в родном и

других вузах. Первые в России студенческие строительные отряды

составили учащиеся ИКИПС, работавшие на строительстве первого

шоссе между Петербургом и Москвой (1817–1834), первой маги-

стральной железной дороги между двумя столицами (1843–1851) и на

других объектах. Бетанкур в качестве Главноуправляющего путями

сообщения выхлопотал, чтобы учащиеся в период привлечения к ре-

альным работам получали жалованье.

Создававшаяся Бетанкуром система подготовки инженерных и

научных кадров в России включала в себя целенаправленное внедре-

ние передовых мировых достижений науки и техники Гаспара Мон-

жа и Политехнической школы, Жана Родольфо Перроне и Нацио-

нальной школы мостов и дорог, самого Бетанкура и созданной им

Мадридской школы дорог и мостов. К преподаванию в ИКИПС были

привлечены французы Петр Петрович (Пьер Доминик) Базен (второй