Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Фортунатов

2

Гуманитарный вестник

# 4·2017

пус инженеров путей сообщения, школу дорог и мостов. Был генерал-

инспектором королевского кабинета машин. В 1800 г. назначен генерал-

инспектором корпуса инженеров путей сообщения, а в 1803 г. — ин-

тендантом армии и главным директором почт. Бетанкур приехал в

Россию в возрасте 50 лет. В 1808 г. он поступил на российскую

службу, приехал в Санкт-Петербург, сразу получил звание генерал-

майора, а затем генерал-лейтенанта Свиты Его Императорского

Величества [1].

Россия смогла заполучить Бетанкура из Франции в период крат-

косрочной мирной передышки между Тильзитским миром (1807) и

Отечественной войной 1812 г. Разрешение Наполеона на отъезд в

Россию Бетанкура и ряда молодых французских инженеров было не

столько жестом доброй воли, сколько элементом большой диплома-

тической игры. Под руководством Александра I «выцарапыванием»

европейского светила в Россию занимались выдающиеся российские

государственные деятели: государственный секретарь М.М. Сперан-

ский, министр иностранных дел Н.П. Румянцев, посол России в Ис-

пании М.И. Бестужев-Рюмин и другие. По некоторым сведениям, Бе-

танкура Александру I представлял сам Наполеон.

Осенью 1808 г. в петербургских газетах сообщили о прибытии

испанского специалиста в Санкт-Петербург. С этого момента Авгу-

стин Августинович Бетанкур честно и с максимальной отдачей рабо-

тал в интересах России.

Бетанкур и промышленный переворот.

Возможно, наиболее

точной характеристикой инженерной деятельности генерала Бетан-

кура в России было бы перечисление в хронологической последова-

тельности всего, что было сделано по его предложению и, как прави-

ло, под его непосредственным руководством. Однако, в соответствии

с принципами научной объективности, историзма и диалектики,

представляется целесообразным сгруппировать имеющиеся материа-

лы по наиболее важным блокам.

Нельзя не отметить исключительный вклад, который внес Бетан-

кур в промышленный переворот в России, связанный, как в Велико-

британии и других странах, с внедрением паровых машин, использо-

ванием паровой энергии.

Промышленный переворот среди историков определяется как

эпоха перехода от мануфактурного производства, ручного труда, да-

же хорошо организованного, к фабрично-заводскому, машинному

производству, в основе которого было использование станков, обо-

рудования с паровыми двигателями.

В России изобретателем первого в мире двухцилиндрового паро-

вого двигателя считают Ивана Ивановича Ползунова (1735–1766),

занимавшегося созданием «огненной машины» в 1763–1766 гг. Но не