Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Фортунатов

10

Гуманитарный вестник

# 4·2017

циалистами. От «Журнала путей сообщения» ведет свою родослов-

ную журнал «Железнодорожный транспорт». Ученики и младшие

современники Бетанкура были уверены, что его авторитетного мне-

ния очень не хватало, когда стал обсуждаться вопрос о строительстве

железных дорог в России.

Наследие Бетанкура — культурное достояние России.

Имя

А.А. Бетанкура остается малоизвестным. Вышел ряд интересных

книг, с которыми знаком руководящий и инженерный состав транс-

портной отрасли. Но во многих книгах по истории Санкт-Петербурга,

в путеводителях имя испанского подданного, католика, женатого на

незнатной женщине, плохо говорившего по-русски, гордого, само-

стоятельного, знавшего себе цену, упоминается только в скобках —

инж. А.А. Бетанкур.

Следует помнить, что в 1809–1824 гг. в России сформировалась

инженерная школа А.А. Бетанкура, которая представляла собой си-

стему взглядов на научно-техническое, инженерное обеспечение про-

грессивного поступательного развития России, а также сообщество

специалистов, ученых и инженеров, участвовавших в решении широ-

кого круга строительных и транспортных проблем [12]. Соединение

науки и практики с творческим, ответственным подходом к решае-

мым задачам позволяет говорить о значительном вкладе, который

школа Бетанкура внесла в инженерную и научно-техническую дея-

тельность в России. Дальнейшее развитие экономики, промышленно-

сти, транспорта в России обусловило все большую специализацию

научной и инженерной деятельности. В этом смысле можно говорить об

универсальном характере школы Бетанкура, во многом обусловленном

разносторонней личностью главного инженера, главного архитектора,

главного транспортника, главного учителя инженеров России.

Наверное, не стоит утверждать, что инженерная школа Бетанкура

была первой в истории России. Но вклад зарубежных специалистов в

историю инженерного творчества заслуживает конкретного и объек-

тивного подхода. В 2003 г. перед входом в административный корпус

ПГУПС в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга был от-

крыт бюст великому испанцу. В Нижнем Новгороде есть улица Бе-

танкура. В 2016 г. старейший транспортный университет стал иници-

атором международного историко-культурного проекта «Наследие

Бетанкура», посвященного популяризации творчества самого Бетан-

кура и его многочисленных последователей. В обстановке ухудшения

отношений между Россией и Западом представляется не лишним

вспомнить тех иностранных специалистов, кто честно служил Рос-

сии, приносил в нашу страну знания, красоту, добро.