Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Фортунатов

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

рых по проекту Бетанкура были изготовлены мощная паровая маши-

на и станки.

В 1816 г. был построен первый в России паровой лесопильный

завод на Охте в Санкт-Петербурге. Паровая машина и другое обору-

дование по заказу Бетанкура были изготовлены на заводе Чарльза

Берда. Схема устройства паровых лесопильных заводов, предложен-

ная Бетанкуром, применялась в России вплоть до XX в. До изобрете-

ния Бетанкура в России действовали лишь пильные мельницы с во-

дяным приводом.

В 1816–1818 гг. Бетанкур сконструировал паровые машины для

бумагоделательного и типографского отделений фабрики Экспеди-

ции заготовления государственных бумаг. Он разработал специаль-

ный рецепт бумаги из русской пеньки и льняного тряпья, предложил

рисунки купюр ассигнаций и особую технику нанесения их на бума-

гу, изготовил нумерационную и грифовальную машины. Паровые

машины были впервые использованы в бумажной промышленности.

Итак, начало промышленного переворота в России во многом

стало результатом деятельности первого ректора ИКИПС, великого

ученого, механика и транспортника А.А. Бетанкура.

Во главе российского транспорта.

Бетанкур провел колоссаль-

ную работу по упорядочению и развитию системы путей сообщения

в России. С 1819 по 1822 г. он являлся Главноуправляющим путями

сообщения, т. е., говоря по-современному, министром транспорта.

Специальным указом императора Александра I Бетанкуру предписы-

валось в статусе министра участвовать в заседаниях Государственно-

го Совета и Комитета министров.

Через 7 месяцев после вступления в должность в «Дополнении к

записке о недостатках способов содержания и устроения дорог» от

15 декабря 1819 г., выполненном на русском и французском языках,

Бетанкур проанализировал ситуацию и предложил все штатные рас-

ходы путей сообщения, включая бригаду военнорабочих батальонов,

и все то, что относится к содержанию чиновников, квартирам, канце-

лярским надобностям обратить на общие государственные расходы.

Все сборы на содержание дорог, собираемые разными способами, по

мнению Бетанкура, нужно было сосредоточить в одних руках, у го-

сударства. При помощи жителей предлагалось единовременно очи-

стить боковые дорожные полосы, посадить аллеи и впредь следить за

их состоянием. Бетанкур знал о всех лазейках для уклонения от нало-

гов на перевозки, которые искали и находили в тарифе, утвержден-

ном в 1818 г., заинтересованные лица. В 1818 г. предполагалось со-

брать с судоходства 3 292 000 рублей, а реальный сбор составил

2 261 000 рублей. Передвигавшиеся по Каме, Оке и Волге на участке

от Нижнего Новгорода до устья Волги были вообще освобождены от