Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Философия техники: проблемы и перспективы развития

Гуманитарный вестник

# 2·2017 9

контролировать свою деятельность. В современном мире стало оче-

видным возрастающее влияние техники на людей. Ее развитие, техни-

ческий прогресс остановить невозможно, но теоретики дают разные

оценки процессам, наблюдаемым в эпоху постиндустриальной, ин-

формационной цивилизации. Существует мнение, что прогресс неиз-

бежен, он служит во благо человечества. Есть авторы, которые песси-

мистически оценивают технический прогресс. Они подчеркивают, что

техника выходит из-под контроля, она порабощает человека. Так,

Д.И. Дубровский высказал опасение, что человечество движется в ту-

пик, знает это, но не может приостановить самоубийственную дея-

тельность [10, с. 240–242]. Примером может служить возрастающая

зависимость от информационных систем, инфосферы, электронных

гаджетов и пр. Появился даже манифест «Вы не гаджет» американско-

го исследователя Дж. Ланира [11]. Ланир утверждает, что многие лю-

ди в эпоху компьютеризации ставят алгоритмы, цифровой контент

выше личности, уподобляют свой внутренний мир информации, со-

держащейся в гаджете. Не отрицая очевидной позитивности процес-

сов, нельзя не задуматься о сопутствующих негативных тенденциях,

проявившихся в ходе технического прогресса: падение качества обра-

зования, снижение способности обучающихся к запоминанию, раз-

мышлению, усвоению сложных проблем, преобладание клипового

мышления, рост некоммуникабельности и т. п. Все больше свободного

времени люди проводят за техническими устройствами, попадая в за-

висимость от них, не уделяя внимание духовному росту, саморазви-

тию, улучшению своих качеств, полагая, что технический прогресс

исправит за них все ошибки.

Развитие техники, технический прогресс, а также применение до-

стижений прогресса не следует пускать на самотек. Человек обязан

их контролировать. Очевидно, что не сами по себе технические

устройства или изобретения, но идеи, рождающиеся в головах субъ-

ектов, способны вызывать изменения, если находится возможность

их объективировать, включить в техническую реальность современ-

ного мира. Приобщение к цивилизации не означает простого приня-

тия и использования технических объектов, оно прививается воспи-

танием, обучением, передачей технических знаний, формированием

сознания и мышления личности, направленного на техническое твор-

чество. Свидетельством тому могут служить мощные прыжки в сфе-

ре технического прогресса «азиатских тигров», включая современ-

ный Китай. Известно, что как только Китай перестал закупать по

традиционной схеме на Западе машины и перешел к перестройке

всей экономической, образовательной и технологической сферы,

наметился его отчетливый технический и экономический рост. Будем

надеяться, что и Россия, поставленная в ситуацию необходимости

импортозамещения, найдет в себе силы на перестройку мышления