Previous Page  6 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 14 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

6

Гуманитарный вестник

# 2·2017

поскольку без налаженного механизма накопления, фиксации и транс-

ляции знаний никакое техническое развитие в обществе просто невоз-

можно. Энгельмейер понимал важность антропного фактора в техни-

ческом творчестве. Он был знаком с принципами основоположения

и органопроекции, описанными Э. Каппом [8, с. 176–178].

Принцип органопроекции гласил, что человек во всех искусствен-

ных объектах бессознательно воспроизводит свои органы и познает

себя, благодаря этим артефактам. Энгельмейер считал, что этот прин-

цип работает только для примитивных артефактов: ножа, молотка

и топора, продолжающих и усиливающих наши конечности. Вероят-

но, на первых порах техника была органопроектна, но с ее развитием

создавались такие технические устройства, которые принципиально

не совпадают с органами тела человека или с его организмом в целом

(танки, подводные лодки, ракеты, компьютеры и пр.). Вспомнив сло-

ва Протагора «Человек есть мера всего существующего», можно

предположить, что человек, видимо, склонен к некоторому антропо-

морфизму в создаваемых им приборах, например, современных робо-

тах-гомункулусах.

Таким образом, обозначены две тенденции в создании техниче-

ских объектов: уход от человеческого подобия и стремление к нему.

Впоследствии антропологический критерий, вводимый в философию

техники, проявился еще в одном аспекте: не утратится ли контроль

человека над развитием техники, сумеет ли человечество справиться

с последствиями, которые в результате использования техники могут

нанести ему вред. Чрезвычайно актуальны требования теоретиков

философии науки о том, что «всем центробежным устремлениям

в науке и технике должно соответствовать равное по силе центро-

стремительное движение к глубинам человеческого духа, что позво-

лит достичь антропологического масштаба в контроле над техникой»

[5, с. 12].

Анализ публикаций позволяет дать следующее понимание сущно-

сти философии техники. Философия техники — это, во-первых, особая

философская дисциплина, которая призвана изучать духовные и миро-

воззренческие (онтологические, гносеологические, экзистенциальные)

аспекты технонауки и технического мира, сущности техники и этапов

ее эволюции. Во-вторых, это та сфера особой рациональной деятель-

ности, где формируются ценностные (праксеологические, аксиологи-

ческие, коммуникативные, этические) основы технического мира, сама

идея технического (техне). Данная дисциплина рассматривает не толь-

ко вопрос о том, что представляет собой современная техника, какова

сущность неживой и живой технической (био-, техно-, инфосфера) ма-

терии, но и как мир технического встраивается в бытие человека

и человечества в целом, каковы перспективы развития техники и гу-

манизации технической реальности. Предмет философии науки опре-