Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

Н.Л. Архиереев

8

Гуманитарный вестник

# 03·2017

зультате чего объяснительная модель объекта неизбежно приближа-

ется к адекватному воспроизведению его свойств.

В этом же смысле следует понимать социальную природу науч-

ной истины в концепции Ч.С. Пирса. Хорошо известна данная

Ч.С. Пирсом характеристика истины: «Тhe opinion that is fated to be

agreed by all who investigate»

6

[3, с. 11]. Поскольку эта сжатая фор-

мулировка немедленно стала объектом весьма вольных толкований, в

поздний период творчества Ч.С. Пирс предложил более развернутую

ее редакцию: «Truth is that concordance of…a statement with the ideal

limit towards which endless investigation would tend to bring scientific

beliefs»

7

[2, с. 779]. Иными словами, истинной в абсолютном смысле

может быть названа гипотетическая идеальная теория, которая стала

бы окончательным результатом научного исследования, если бы оно

велось бесконечно: «Аny truth more perfect than this destined conclu-

sion, any reality more absolute than what is thought in it, is a fiction of

metaphysics»

8

[2, с. 779]. (Отметим, что, по мнению автора статьи,

очевидно определенное сходство данных представлений Ч.С. Пирса с

концепцией диалектики абсолютной и относительной истины, при-

нятой в отечественной философии науки советского периода.)

Наконец самым серьезным аргументом в пользу признания

Ч.С. Пирсом объективного характера научной истины является, по

его словам, крайний схоластический реализм (extreme scholastic real-

ism) [2, с. 778] его философии: Ч.С. Пирс безоговорочно признавал

наличие в природе реальных классов предметов и не зависящих от

человеческого сознания закономерностей. Эффективность индукции,

возможность научного предсказания и объяснения непосредственно

зависят, согласно Ч.С. Пирсу, от реальности постулируемых катего-

рий объектов и устойчивых связей между ними. Только неумолимая

принудительность опытных данных в конечном счете обеспечивает

саму возможность формирования истинных верований. Асимптоти-

ческое приближение моделей реальности ко все более точному вос-

произведению ее свойств и неизбежное формирование консенсуса в

оценке степени адекватности этих моделей являются элементами

единого процесса эволюции науки.

Как отмечает С. Хаак, основной побудительный мотив научного

поиска, с точки зрения Ч.С. Пирса, — бескорыстная страсть к поиску

истины: «Тruth IS SO, whether you or I or anybody believes it is so or

____________

6

«Точка зрения, которой суждено быть принятой всеми исследователями».

7

«Истина есть такое соответствие утверждения идеальному пределу, к которому

бесконечное исследование могло бы привести научные верования».

8

«Любая истина, более совершенная, чем этот предустановленный предел,

любая реальность, более абсолютная, чем то, что мыслится в нем, есть фикция

метафизики».