Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Н.Л. Архиереев

2

Гуманитарный вестник

# 03·2017

ности. Сама реальность при этом также не остается неизменной и по

крайней мере частично конституируется в ходе когнитивных опера-

ций. Именно поэтому, согласно Дж. Дьюи, традиционные для евро-

пейской интеллектуальной традиции дихотомии объекта и субъекта,

теории и практики, факта и ценности являются искусственными, а

вместо понятия истинности естественнее использовать понятие обос-

нованной утверждаемости (warranted assertibility).

В ХХ в. принципы прагматизма развивались и творчески моди-

фицировались разными авторами. В Англии прагматизм (под назва-

нием «гуманизм») пропагандировал Ф.К.С. Шиллер, в Италии —

Дж. Папини, отдельные идеи прагматизма использовали Р. Карнап и

Э. Нагель, в середине ХХ в. оригинальную аналитико-логическую

версию прагматизма предложили У. Куайн и Н. Гудман, серьезное

влияние прагматических идей испытали С. Хук, Н. Решер, Д. Дэвид-

сон, Х. Патнэм. Наконец в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ в.

весьма экзотическую и радикальную в своем релятивизме версию

прагматизма начинает разрабатывать Р. Рорти. Развивая и интерпре-

тируя отдельные утверждения Дж. Дьюи и У. Джеймса, Р. Рорти про-

возглашает крушение фундаменталистской эпистемологической и

метафизической традиции, идущей от Платона и Декарта через Канта

к современной аналитической философии. Провал всех попыток об-

наружить несомненные и безусловные основания человеческого по-

знания лишает, согласно Р. Рорти, философию и науку привилегиро-

ванного эпистемологического статуса и уравнивает их с некоторыми

формами художественного творчества — в частности, с искусством и

литературной критикой. Поскольку наука и философия в принципе

не способны к построению правдоподобных моделей реальности и

являются лишь видами адаптации к ней, корреспондентская теория

истины объявляется реалистической догмой. Идеология истины и

утопический объективизм должны быть заменены коммунитарист-

ской концепцией солидарности — верности принципам своего сооб-

щества [1].

Несмотря на то что англо-американское академическое сообще-

ство в большинстве своем относится к эпатажным заявлениям Р. Рор-

ти крайне сдержанно (чтобы не сказать настороженно), сегодня он

является одним из самых цитируемых англоязычных авторов. Более

того, именно за философской концепцией Р. Рорти прочно закрепил-

ся термин «неопрагматизм». Современный исследователь творчества

Ч.С. Пирса, непримиримый и последовательный критик произведе-

ний Р. Рорти — Сьюзан Хаак [2, 3] считает данный факт прискорб-

ным недоразумением, поскольку аутентичные принципы прагматиз-

ма, сформулированные Ч.С. Пирсом, были призваны заложить

основы подлинной научной методологии и теории логического ана-