Previous Page  9 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 14 Next Page
Page Background

Становление и развитие религиозного фундаментализма…

Гуманитарный вестник

# 11·2016 9

лизации размывает границы субъективного пространства, предоставляя

субъективно безграничные возможности, но вместе с тем разрушая чув-

ство защищенности, источником которого была идентичность, замкну-

тая в пространстве общины, нации, этноса или религиозной группы.

Глобализация размывает границы субъективного пространства, «огора-

живающие» идентичность, разрушая, таким образом, и это чувство. По

словам немецкого психолога Д. Функе, «в фундаментализме становится

зримой вершина айсберга “тоски по безопасности”». В эпоху чрезвы-

чайно стремительных перемен, направление которых непонятно чело-

веку, а уничтожение традиционных аксиологических систем разрушает

его ценностную систему координат, значительная часть людей стремит-

ся к восстановлению идентичности как своеобразной «зоны комфорта».

Таким образом, социально-психологический процесс обращения в фун-

даментализм любого рода схож с образованием субкультуры. Посколь-

ку фундаментализм отсылает к вполне реально сформированной в про-

шлом мейнстримной культуре, процесс не замыкается на небольшом

сообществе контркультурной направленности, а стремится стать мейн-

стримом локальной культурной идентичности. Человек получает воз-

можность идентифицировать себя через служение абстрактным целям,

определенным фундаменталистской системой ценностей, социализиру-

ется через идентичность и тем самым избавляется от положения «белки

в колесе», обрекающего человека на вечную неудовлетворенность.

Необходимо отметить, что фундамента-листская психология выключает

себя из культурного диалога. Это означает, что фундаментализм играет

две противоречащие друг другу роли: культуры и контркультуры. Дан-

ное противоречие разрешается просто: фундаментализм выступает кон-

тркультурой для глобализованной унифицированной культуры, но при

этом стремится стать локальным мейнстримом. Например, православ-

ный фундаментализм обособляет «православный мир», противопостав-

ляя его остальному миру.

Исходя из вышеизложенного, можем сделать следующие выводы.

Во-первых, религиозный фундаментализм является не синонимом

традиционализма, а политической идеологией, агрессивной реакцией

на модернизацию и рационализацию религиозной жизни и общества.

Суть этой реакции заключается в том, что в современном неравновес-

ном обществе риска, турбулентности и открытого будущего религиоз-

ный фундаментализм представляет упрощенную альтернативу в виде

отказа от модернизации как таковой, видя идеал в идиллической упро-

щенной картине, якобы имевшей место в прошлом. Вместо распутыва-

ния сложного клубка социально-экономических проблем фундамен-

тализм выдвигает идею возврата к предыдущему состоянию обще-

ства, когда этих проблем попросту не существовало. «Ислам — вот

решение!» — один из популярных лозунгов исламистской организа-

ции «Братья-мусульмане».