Previous Page  6 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 14 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

6

Гуманитарный вестник

# 11·2016

ремен было бегство от этих самых перемен, бегство старообрядцев в

идиллическое прошлое. Раскольники в отечественной истории весьма

похожи на религиозных фундаменталистов.

Современное российское православие также обладает определен-

ными чертами фундаментализма. Это и антиэкуменизм, и крайний эта-

тизм: РПЦ противопоставляет российскую государственную идентич-

ность абстрактной модели «греховного» Запада, и общая установка на

противопоставление себя либеральной социально-политической модели

глобализованного общества, в особенности рыночной экономике с ее

социальной несправедливостью [6].

Фундаментализм — это всегда возврат к «корням». К чему

стремится вернуть нас православный фундаментализм? В первую оче-

редь — к социально-мессианским концепциям монаха Филофея и Да-

нилевского. Будучи глубоко государственническим, православный

фундаментализм подталкивает православное общество к активной по-

зиции в политической жизни. Политологические концепции заимству-

ются и вплетаются в ткань фундаменталистского мировоззрения.

Например, по словам патриарха Кирилла, «мы выступаем за многопо-

лярный мир, под которым мы понимаем не только полюсы политиче-

ской власти, как понимают многие политики, но сосуществование ци-

вилизационных моделей» [7].

Религиозный фундаментализм — это сложное и многогранное яв-

ление, берущее начало из религии, но не ограничивающееся ею: фунда-

ментализм содержит в себе мощный социально-политический компо-

нент. Фундаменталисты считают необходимым проявление активной

гражданской позиции членами своего движения: практически для всех

представителей американских евангелических церквей, называвших (и

называющих) себя фундаменталистами, неприемлемо оказаться в сто-

роне от общественной деятельности.

Как можем заметить, становление и развитие религиозного фунда-

ментализма корректно рассматривать не в хронологическом порядке

появления фундаменталистских течений, а по мере осознания сторон-

никами фундаментализма себя таковыми. Зародившись в среде амери-

канских евангелистов, фундаментализм появился и стал набирать силу

и в исламском мире, и в иудейских общинах. Фундаменталисты есть и

среди православных, среди сикхов.

Религиозный фундаментализм, появившийся как единое явление

с 1979 г., можно условно подразделить на богословский и политиче-

ский: евангелический относится к первому типу, тогда как, скажем,

салафизм — ко второму.

Однако почему фундаментализм, в отличие от традиционализма, —

современное явление? Дело в том, что фундаменталисты не просто хо-

тят сохранить свой уклад жизни (как, например, староверы), они созда-