Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

А.В. Волобуев

2

Гуманитарный вестник

# 11·2016

жизни привели к зарождению идеологии модерна уже в эпоху Просве-

щения, не обойдя стороной и стремление к модернизации религии.

Ключевыми посылами последнего было желание очистить религии от

суеверий, выделив в них «рациональное» зерно, в первую очередь эти-

ку. Следует отметить, что религиозная модернизация не ограничилась

христианским миром: исламские религиозные реформаторы, такие как

Мохаммед Икбал, начали оказывать существенное влияние на совре-

менное им общество уже в XIX в. Противолежащая тенденция, заклю-

чающаяся в противостоянии любым изменениям в религиозной жизни

общества и возврате к его гипотетическому «исходному» состоянию,

оформилась несколько позднее.

Религиозный фундаментализм часто отождествляют с традицио-

нализмом, что совершенно неверно, несмотря на некоторые пересе-

чения между этими двумя понятиями. Если традиционализм связан с

желанием сохранить имеющееся, то фундаментализм основан на тос-

ке по уже утраченному и стремлении к обновлению через возврат к

истокам. Принято считать, что понятие «фундаментализм» появилось

во второй половине XIX в. в американском религиоведении для обо-

значения позиции тех членов евангелических церквей, которые не

принимали либеральное толкование Библии и модернизацию христи-

анского вероучения. Американские фундаменталисты стали широко

известны из-за своей непримиримой борьбы с эволюционным учени-

ем, особенно после принятия Акта Батлера (1925 г., штат Теннесси,

США), который запрещал преподавание в школах и университетах

любых небиблейских теорий происхождения человека, в частности

теории эволюции. Что же можно назвать ключевыми чертами фунда-

менталистов, позволяющими выделить их в отдельное направление?

Во-первых, они признавали священные тексты источником абсо-

лютной и непогрешимой истины. В частности, фундаменталисты наста-

ивали на буквальном толковании библейских чудес, считая, что в свя-

щенном тексте содержится первозданная правда, не принимая иноска-

зательные интерпретации модернистов. П.С. Гуревич приводит слова

одного из идеологов этого движения, Д. Феллуэла: «Фундаменталист

верит, что Библия была в прямом смысле слова вдохновлена Святым

духом и поэтому она непогрешима. Фундаменталисты верят в боже-

ственность Иисуса Христа. Они с готовностью признают его девствен-

ное положение, безгрешную жизнь, смерть во искупление. Фундамен-

талист верит в евангелизм и в ученичество через посредство местной

церкви как должное осуществление великой миссии нашего Господа»

[2, c. 158].

Во-вторых, они были склонны к ригористичному, «черно-белому»

восприятию мира, считая себя участниками борьбы добра со злом в со-

вершенно буквальном смысле этого слова или, например, разделяя мне-

ние о том, что ход истории предсказан в библейских пророчествах.