Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Проблемы процесса обучения математической статистике: способ формирования…

Гуманитарный вестник

# 10·2016 5

Еще один любимый пример автора, взятый из [10], относится к

теме «Ошибки 1-го и 2-го рода».

В одной школе учился мальчик, которому учеба давалась с таким

трудом, что в какой-то момент встал вопрос о его переводе в спец-

школу для детей с ограниченными умственными возможностями.

Было решено дать этому мальчику контрольную, по итогам которой

и принять окончательное решение о его судьбе. Мальчик контроль-

ную написал плохо.

Возможны два ошибочных исхода при принятии окончательного

решения. Первый — мальчика переводят в спецшколу, хотя способно-

сти у него вполне хорошие, а плохая оценка на контрольной объясня-

ется случайными факторами (плохо выспался в этот день, волновался,

достался не тот билет и т. д.). Такая ошибка называется ошибкой пер-

вого рода (случайное событие объявляется неслучайным).

Ошибка же второго рода — ситуация, когда мальчика решили

все-таки оставить в этой школе, тогда как на самом деле он действи-

тельно нуждался в специализированном подходе (т. е. неслучайное

событие объявляется случайным). Из этого примера видно, что цена

ошибки первого рода несоизмеримо более высока (психологическая

травма, клеймо на всю жизнь и т. д.), поэтому в статистическом ис-

следовании ее всегда стараются свести к минимуму.

Этот пример пользуется у студентов неизменным успехом, и в

итоге после него не возникает никаких сложностей с решением задач

на данную тему, так как в голове уже прочно сидит ассоциация с

этим неуспевающим мальчиком.

Подводя итоги, метод обучения статистике автора статьи состоит

из пяти этапов:

1)

в начале каждой темы создать в голове у студента яркий, неза-

бываемый образ, заинтриговав какой-либо интересной задачей из

жизни;

2)

далее излагается теория. В процессе, по возможности, жела-

тельно возвращаться к этой задаче, чтобы снова всколыхнуть инте-

рес, который после большого числа теоретических выкладок у неко-

торых все-таки ослабевает;

3)

решается, наконец, поставленная задача;

4)

разбираются аналогичные задачи — возможно, в некотором

роде более скучные. Но это, как правило, уже не вызывает трудно-

стей, так как работает ассоциация с первым интересным примером;

5)

обязательно надо похвалить студентов!

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Hogg R.V. Statistical Education: Improvements are Badly Needed.

The American Statistician

, 1991, no. 45, р. 342–343.