Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Х.Р. Федорчук

2

Гуманитарный вестник

# 10·2016

можно больше тем и доказать как можно больше теорем, при этом

прикладной аспект теряется за обилием теоретических выкладок.

Многие исследователи, преподаватели статистики в нашей стране

и за рубежом работают над решением этой проблемы. Существует

даже специализированный журнал Journal of Statistics Education, ко-

торый выходит 3 раза в год. В нем публикуются исследования авто-

ров, предлагающих новые подходы к обучению математической ста-

тистике.

Было разработано множество разнообразных методик обучения.

Например, Кобб [2] писал, что ситуация может быть улучшена за

счет включения в курс статистики как можно большего количества

непосредственной работы с данными — даже, если это необходимо,

за счет сокращения теории.

Некоторые авторы [3] доказывают, что изучать статистику нужно

только «своими руками», т. е. самому собирать данные, обрабатывать

их и т. д. Все эти идеи действительно работают, и, более того, иссле-

дователи приводят неоспоримые доказательства значимых улучше-

ний в усвоении материала в результате применения таких методик.

Однако главным двигателем прогресса, по мнению автора статьи

и других авторов, является, прежде всего, интерес к изучаемому

предмету. Шведский исследователь Клас Мелландер [4] представляет

цикл обучения в следующем виде:

1)

мотивация (психологическая готовность и восприимчивость);

2)

информация (факты и данные преобразуются в информацию);

3)

обработка (информация преобразуется в опыт и понимание);

4)

выводы (момент «озарения», когда опыт и понимание пре-

вращаются в умение);

5)

применение (знание превращается в навыки и подходы);

6)

обратная связь (дальнейшие размышления и усовершенство-

вание).

Очевидно, что Мелландер ставит мотивацию на первое место. Он

не одинок в этом мнении — в работах [5, 6] также доказывается важ-

ность этого фактора. Более того, в [6] была экспериментально дока-

зана прямая связь между уровнем энтузиазма у обучающихся и

оценкой на экзамене.

Известна и концепция разделения мотивации обучения на два ви-

да — внутреннюю и внешнюю [7]. Под внутренней имеется в виду

интерес обучающегося к предмету в чистом виде, связанный с при-

родным любопытством, жаждой познания, желанием докопаться до

сути вещей, а под внешней понимается совокупность таких движу-

щих факторов, как честолюбие, карьерные соображения, повышение

собственной значимости в своих глазах и в глазах окружающих. Не

требует доказательств тот факт, что внутренняя мотивация всегда яв-