1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 10·2016 1

УДК 372.851 DOI 10.18698/2306-8477-2016-10-392

Проблемы процесса обучения математической

статистике: способ формирования

мотивации у студентов

© Х.Р. Федорчук

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Автор делится опытом преподавания математической статистики студентам.

Приведено подробное описание метода повышения внутренней мотивации обуча-

ющихся, который основан на применении ярких, запоминающихся примеров из

жизни. Предложен новый подход к последовательной подаче учебного материала

в течение занятия.

Ключевые слова:

внутренняя и внешняя мотивация, математическая статисти-

ка, примеры из жизни, проблемы обучения, яркий и запоминающийся образ

.

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Плутарх

Математическая статистика — один из самых интересных и за-

хватывающих разделов математики, имеющий огромное прикладное

значение в таких областях, как социология, психология, медицина,

криминалистика, робототехника, контроль качества и надежности

продукции и др. Несмотря на это, процесс обучения математической

статистике в университетах во все времена представлял проблему в

том смысле, что многие поколения студентов воспринимали данный

предмет как нечто чрезвычайно скучное, переполненное изобилием

трудоемких и непонятных вычислений. Этот феномен является гло-

бальным. Например, в работе [1] в результате многочисленных

опросов было зафиксировано, что «студенты часто воспринимают

статистику как самый худший предмет из всех изучаемых в колле-

джах».

В чем же причина такого положения дел? Как правило, у обуча-

ющихся наибольший интерес вызывают те математические дисци-

плины, где прикладной аспект ярко выражен, т. е. отчетливо видно,

как математику можно применить в жизни. Несмотря на то, что ма-

тематическая статистика — один из самых что ни на есть приклад-

ных разделов математики, она изобилует огромным количеством

длинных и трудоемких теоретических выкладок, «трехэтажных» вы-

числений, а также излишней строгостью и академичностью изложе-

ния. Все учебные программы нацелены на то, чтобы охватить как