Previous Page  9 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 12 Next Page
Page Background

Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности

Гуманитарный вестник

# 1

2016 9

Эмиграция была не их выбором, а революционным насилием над

ними. Они не были политическими борцами. На борту парохода у

Н.О. Лосского спросили о причинах высылки. Он ответил: «За мою

религиозно-философскую идеологию». Значит, «мои противники в

тайне признают истинным тезис: сознание определяет бытие, дух

господствует над материей…» П.А. Сорокин покинул Родину в сен-

тябре 1922 г. А в октябре этого же года в Берлине в докладе о совре-

менном состоянии в России он говорил о том, что коммунистическая

идеология не встречает сочувствия у 98–99 % населения страны.

В этих условиях у коммунистической бюрократии был один способ

сохранить власть — репрессии [13]. Но оказавшись в эмиграции, рус-

ские мыслители продолжали любить Россию, ту, которая уже не су-

ществовала, но жила в их памяти.

Не все были высланы. Остался П.А. Флоренский («русский Лео-

нардо»), но оказался в лагере на Соловках, там же расстрелян. В день

расстрела заключенные стали на колени, почтив память мыслителя.

Остался Г.Г. Шпет. Через Луначарского он «вычеркивает» себя из

списка «философского парохода», чтобы провозгласить программу

создания научной философии в отличие от религиозной. Он критиче-

ски относился к предреволюционной русской философии, особенно к

религиозной (Бердяева он любил называть «Белибердяевым»). Взгля-

ды его менялись, и в 1920-е гг. он писал даже о солидарности с рядом

идей В.С. Соловьева и С.Н. Трубецкого. Однако в 1930-х гг. ареста не

избежал, в 1937 г. расстрелян. Остался А.Ф. Лосев — «философ име-

ни» и «мифа». Уцелел чудом. Он строил Беломорско-Балтийский ка-

нал, что губительно сказалось на его здоровье. От него духовное пре-

емство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин.

Были и другие интересные идеи в религиозной философии. Так,

А.С. Хомяков ввел в русскую мысль понятие «соборности» (такого

понятия в западной философии нет), которое стало для нее стержне-

вым. У В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева идея соборности трансфор-

мировалась в понятие всеединства, у П.А. Флоренского сведена к

коллективизму. У материалистов Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писаре-

ва, П.А. Кропоткина она воспринимается как идея солидарности, вза-

имопомощи. Наиболее точно и лапидарно определил это понятие

Н.О. Лосский: «Соборность означает сочетание свободы и единства

многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолют-

ным ценностям». У А.С. Хомякова идея соборности имеет смысл в

сфере церковной жизни, но она важна и для политической жизни.

Свобода без единства ведет к анархии, разделению, размежеванию,

утере взаимопонимания. Единство без свободы — это насилие над

волей человека. Соборность, трактуемая русскими мыслителями как

грядущее единение мира, предвосхитила процесс глобализации.