Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

А.Г. Спирина

2

Гуманитарный вестник

# 1

2016

чимое всемирно-историческое призвание русского народа, в его не-

повторимый путь «проводника» в мире истории для других народов.

Отсюда и вопрос, поставленный Н.А. Бердяевым: «Что есть Россия,

какова ее судьба, что задумал творец о России?» [2, с. 120], т. е. каков

ее путь в мире истории — тот же, что у народов Европы, или совсем

иной? С этой темы (русского мессионизма, особой миссии России, ее

исключительности) началось становление русской философии.

Первым значительным историософичным произведением было

«Слово о законе и благодати» (XI в.) митрополита Иллариона. Здесь

есть идея имперского величия России, которая укоренилась в мента-

литете россиян. Исподволь созревая, она привела к появлению в

начале XVI в. концепции «Москва — третий Рим», в которой выра-

жена богоизбранность русского народа. Начиная с П.Я. Чаадаева,

идея русского мессионизма в полной мере зазвучала у славянофилов

И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, в почвенничестве с его приматом

национального над общечеловеческим — у Ф.М. Достоевского.

(В дискуссиях по этому вопросу участвовали В.С. Соловьев, Е.Н. Тру-

бецкой, В.В. Розанов, С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.И. Иванов,

Л.П. Карсавин и другие.) Сделав эту проблему предметом глубокого

исследования, названные философы по большей части не впадали в

крайность национализма или отрицания национальной самобытности.

Размышляя о ходе мировой истории и призвания России,

В.С. Соловьев предчувствовал надвигающееся светопреставление.

В 1897 г. он писал своему другу: «Что-то готовится, „кто-то идет“. Ты

догадываешься, что под „кто-то“ я разумею самого Антихриста…»

Трагическое восприятие исторического бытия присуще и

К.Н. Леонтьеву. Он первым почувствовал возможный приход Антихри-

ста (за 9 лет до аналогичного вывода В.С. Соловьева): «Россия в но-

вой форме повторяет историю старого Рима. Но разница в том, что

под его подданством родился Христос, — под нашим скоро родится

Антихрист» [3, с. 507]. Размышляя о ходе мировой истории, о судьбе

России, К.Н. Леонтьев и В.С. Соловьев шли разными путями, но их

исторические проекты заканчивались одними и теми же выводами:

наступает катастрофическая эпоха, апокалипсис, «конец света».

Но были предчувствия надвигающегося светопреставления и в

смысле революции. О «бесах» революции писали А.Н. Радищев,

Ф.М. Достоевский и философы религиозного ренессанса.

Русская историософия обязана П.Я. Чаадаеву постановкой еще

одной темы — «Запад — Восток». «Проблема „Восток и Запад“, —

писал Н.А. Бердяев, — в сущности, всегда была основной темой все-

мирной истории, ее осью» [4, с. 185]. Для России проблема выбора

между Западом и Востоком стояла уже в силу ее географического

положения. У П.Я. Чаадаева эта проблема приобрела пессимистиче-