Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности

Гуманитарный вестник

# 1

2016 3

скую окраску. Своеобразие России он видел в том, что мы «не при-

надлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни

к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы

стоим как бы вне времени… мы растем, но не созреваем… Одинокие

в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли…»

Поставленная П.Я. Чаадаевым тема «Запад — Восток» была под-

хвачена К.Н. Леонтьевым, В.С. Соловьевым, Е.Н. Трубецким,

Н.А. Бердяевым, Л.П. Красавиным, а также евразийством.

К.Н. Леонтьев

призывал Россию к сближению с Востоком как к

единственному средству приостановить губительное влияние Европы

с ее либерализмом и эгалитаризмом. Пошлости европейской цивили-

зации, ее увяданию он противопоставлял новую славяно-восточную

цивилизацию под главенством России [3, с. 216].

В.С. Соловьев в рамках учения о всеединстве призывал к восточ-

но-западному единству. В стихотворении «С Востока свет» он так

сформулировал эту тему:

И, разливаяся широко,

Исполнен знамений и сил,

Тот свет, исшедший от Востока,

С Востоком Запад примирил.

О, Русь! В предвиденье высоком

Ты мыслью гордой занята;

Каким же хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?

Е.Н. Трубецкой

отмечал в работе «Миросозерцание В.С. Соловь-

ева», что задача России — возвыситься над противоположностью За-

пада и Востока и явить себя «Третьим Римом», который может при-

мирить в себе два первых.

Н.А. Бердяев был убежден, что Россия — не Запад и не Восток, а

Востоко-Запад (без союза «и»), она осуществляет порыв в новое со-

стояние общества, которое должно прийти на смену индивидуализму

и социализму

Л.П. Карсавин в 1922 г. в Петрограде выпустил свою работу «Во-

сток, Запад и русская идея». В ноябре этого же года он был выслан из

страны. Осужден и умер в лагере у Полярного круга в 1952 г. Когда

хоронили философа, на груди его лежали два креста: Восток и Запад

для Л.П. Карсавина соединились в единой вере.

Евразийство, возникшее в среде русской эмиграции в 1920–

1930-е гг., выступило за отказ от европейской интеграции России в

пользу интеграции со странами Азии. Реанимация евразийства про-

изошла в 2000-е гг. Евразийцы относили к ядру Евразии всю Украину

и Белоруссию и отмечали как позитивный момент возвращения этих

«исконно» евразийских русских земель под власть Москвы [5].