Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности

Гуманитарный вестник

# 1

2016 7

ния возможности регулировать стихийный ход событий, включая

эволюцию, преобразование природы, опираясь на достижения науч-

но-технического прогресса. Это было учение проектно-утопического

мышления, которому присущи: критичность как умение видеть уяз-

вимые места действительности и изъяны человеческой природы;

проективность как умение найти способы преодоления недостатков,

создания нового человека, лишенного пороков и страстей; идеали-

стичность как стремление утвердить разработанную модель над ре-

альностью; креативность как способность к приращению качественно

новой информации. Видимо, эти черты проектно-утопического мыш-

ления позволили С.Н. Булгакову и Н.А. Бердяеву подметить близость

двух утопий: К. Маркса и Н.Ф. Федорова. И тот и другой — рацио-

нальные конструктивисты, хотя их взгляды относились к разным ви-

дам проективизма.

В последнее время широко обсуждается трансгуманистический

проект «Аватар» общественного движения «Россия 2045». Это про-

ект по созданию постчеловека: проектирование человеческой телес-

ности, мозга и психики, выходящих за пределы природных ограниче-

ний. Причем манифест движения декларирует устремленность к бес-

смертию, в космос в качестве одной из характеристик будущего

человека [8]. Эта тема вытекает из утопии Н.Ф. Федорова.

В настоящее время есть и наука о бессмертии — иммортология,

которую тоже можно считать научным продолжением философии

«общего дела».

Вообще, если говорить о постоянных отличительных чертах рус-

ской мысли, то это определенно ее связь с религией, именно с право-

славным миросозерцанием. В.В. Зеньковский отмечал: «Русская мысль

всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией,

со своей религиозной почвой». Ему вторит Н.О. Лосский: «Все развитие

русской философии нацелено на истолкование мира в духе христиан-

ства». Стремление рассматривать христианство как философию делает

вполне обоснованным определение ее как религиозной философии.

Объясняя эту особенность отечественной мысли, ряд авторов указыва-

ют, что с самого ее зарождения постановка философских проблем про-

исходила в рамках религиозного и эстетического сознания (Илларион,

Ф. Грек, А. Рублев и другие). Религиозное направление в русской фило-

софии всегда было ведущим и оставалось им даже когда возникли и ма-

териалистические течения (М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Черны-

шевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

В развитии религиозно ориентированной мысли важную роль

сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонежский, Нил

Сорский и другие), который в начале XX в. стимулировал такое

направление в богословии, как «имяславие», а на его базе выросла