Previous Page  8 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 12 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, С.С. Колосков

8

группы теорий, которые построены по единому парадигматическому

образцу» [7, с. 14]. Аналогичный подход используется при проекти-

ровании программного продукта. Требования к изменению функций

сопряжены с теоретической задачей, способной сделать зримой

структуру программы в виде согласованных графов, представляющих

управление потоками данных, схемами зависимостей, временных

последовательностей, логических связей и т. п. В отличие от иерар-

хических фреймов теорий, применяемых при проектировании в нано-

технике, компьютерное программное обеспечение практически

лишено наглядности, и в нем используются несколько неориентиро-

ванных графов, согласованных между собой.

В развитии инженерной рациональности элиты проявляются ме-

ханизмы симбиоза научной и технической деятельности. Вследствие

этого инженерная элита должна учитывать взаимосвязь критериев

научной рациональности (согласованность элементов знания) и тех-

нической рациональности (эффективность, надежность, оптималь-

ность). Эта взаимосвязь оценивается исследователями неоднозначно.

Некоторые усматривают в синтезе научной и инженерной рацио-

нальности «эффективную техничность», источник кризиса человече-

ства, техногенных катастроф, политического и военного насилия,

обострения экологических проблем как следствия технического ра-

ционализма и нравственной безответственности. Другие отмечают

соразмерность научной и технической рациональности, их синтез, в

котором сочетаются техническая эффективность и открытость твор-

честву, проявляющиеся в деятельности человека по сотворению себя

[12, с. 23].

Изменился характер технологического и теоретико-методо-

логического обеспечения исследований в связи с широким примене-

нием компьютерного моделирования и других прогностических

методов. В связи с тем, что объектом системного проектирования яв-

ляется объект деятельности, направленной на создание и обеспечение

функционирования сложной системы, социальные знания интегриро-

ваны в методологию знаний о социопроективной деятельности. Во-

прос о том, как оценить постнеклассические изобретения, неоднозна-

чен. С одной стороны, они являются прорывными и невероятными,

как неклассические изобретения для человека неклассической эпохи,

и предлагают действительно востребованные решения по актуальным

направлениям и проблемам эпохи (овладение энергией термоядерно-

го синтеза, улучшение инфраструктуры городов, развитие нанотех-

нологий и биотехнологий). С другой стороны, они стали провоциро-

вать потребности человека, развивая, например, информационные

умные технологии, лишающие человека присущих ему навыков

(ориентирование на местности, коммуникации и проч.).