Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

Н.Г. Багдасарьян, С.С. Колосков

4

инженерные знания дисциплинарно организованы и носят приклад-

ной характер. Инженерная рациональность проявляется и в появле-

нии составных частей естествознания, и в разделении труда ученых

на теоретиков и экспериментаторов. С зарождением технических

наук происходит дифференциация инженерных знаний:

на изобретательские (например, Гук изобрел микроскоп, Герц —

новую аппаратуру для регистрации и получения электромагнитных

волн, Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила

движение центра тяжести маятника по циклоиде — так, чтобы время

его качания не зависело от величины размаха);

научно-исследовательские (особая знаковая форма деятельно-

сти в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов);

проектно-конструкторские (например, организация оптической,

радиотехнической и электротехнической промышленности, строи-

тельство железных дорог, массовое производство электроизмери-

тельных приборов) [4, с. 98].

Позднее из инженерного знания в качестве самостоятельного

раздела выделилось проектирование, обеспечивающее взаимосвязь

производства с потреблением. В классической инженерной рацио-

нальности был осуществлен синтез принципов научной и техниче-

ской рациональности. Многочисленные усовершенствования паровой

машины, создание ружей, заряжаемых с казенной части, даже мощ-

ные прядильные машины — все эти изобретения были сделаны на не-

коем фундаменте. Его корни следует искать в классической эпохе —

тогда были созданы методы исследований, на которые опиралась

промышленная революция. Мышление инженерной элиты определя-

ется механистическим толкованием природы (внедрением техниче-

ских средств в изучение объектов), прагматической направленностью

научного познания и математизацией методов.

Инженерная элита в неклассическую эпоху: комплексный

характер знания.

В период с середины ХIХ до начала ХХ в. инже-

нерная деятельность переходит на следующий уровень в результате

резкого роста промышленного и сельскохозяйственного производ-

ства; ускоренного развития науки, техники, средств коммуникации;

увеличения населения; повышения продолжительности и уровня

жизни; резкого возрастания мобильности населения; сложного разде-

ления труда не только в рамках отдельных стран, но и в международ-

ном масштабе; снижения горизонтальной дифференциации населе-

ния (деление его на касты, сословия, классы); роста вертикальной

дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы) и

числа военно-политических конфликтов [5, с. 111].

Инженерная элита вводит понятие дисциплинарного объекта.

Объектами изучения становятся микро- и макромир, в исследовании