Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

О.В. Сулина, Е.А. Жукова

6

к обобщению, анализу, систематизации, прогнозированию, а

также умение анализировать логику рассуждений и высказываний;

выполнять и редактировать изображения и чертежи при подго-

товке конструкторско-технологической документации с использова-

нием методов начертательной геометрии и инженерной графики;

организовать свой труд на научной основе, самостоятельно

оценить результат своей деятельности, владеть навыками самостоя-

тельной работы;

владеть элементами начертательной геометрии и инженерной

графики;

воспринимать математические и профессиональные знания,

умение самостоятельно приобретать и применять их при решении

базовых профессиональных задач.

Анализ научной литературы о содержании и подборе олимпиад-

ных заданий позволил выявить основные критерии их выбора: ори-

гинальность условия и идеи решения, количество вариантов решения

задачи, количество разделов дисциплины, необходимых для решения

задачи, объем алгоритмических действий, время выполнения зада-

ния, «глубина» знаний взаимосвязанных дисциплин и общего пони-

мания междисциплинарной взаимосвязи.

Для анализа, контроля и повышения уровня компетентности сту-

дентов предлагается оптимальное, по мнению авторов, соотношение

количества, сложности, целей и содержания заданий.

1. «Утешительная» стандартная позиционная задача с элементами

определения метрических характеристик геометрических объектов

(линий, поверхностей и др.). Задача должна иметь несколько реше-

ний, среди которых одно оптимальное, с наименьшим количеством

построений и типовых алгоритмов, а также с помощью преобразова-

ния чертежа или несколькими типовыми геометрическими операци-

ями на основе теорем и правил начертательной геометрии, инвари-

антных свойств проецирования. Для решения задачи должны приме-

няться не более трех стандартных алгоритмов. Примерное время

выполнения задания — 15–20 мин. Предполагается, что с задачей мо-

гут справиться все участники олимпиады, что позволит устранить

или уменьшить количество нулевых работ.

2. Комплексная «трудная» задача с оригинальной идеей и реше-

нием. Решение задачи основывается на теоретическом базисе следу-

ющих разделов дисциплины: инвариантные свойства ортогонального

проецирования, точка, прямая, плоскость, взаимное положение пря-

мых и плоскостей, способы преобразования чертежа; включает в себя

как типовые, так и оригинальные алгоритмы действий, причем любой

элемент задачи может быть решен различными способами. Пример-