Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

К вопросу о формировании остаточных знаний…

3

пользуемые в дисциплинах профессионального цикла конкретной

специальности или направления подготовки. Весовые соотношения

этих двух компонентов в контрольно-измерительных материалах

(КИМ) должны быть смещены в сторону заданий, содержащих про-

фессионально ориентированные дидактические единицы.

При изучении вопроса формирования и контроля остаточных

знаний в техническом вузе выявляется ряд проблем, решение кото-

рых позволит сделать эти процессы эффективными и качественными.

Рассмотрим некоторые из них. Специфика образовательного процес-

са в целом определяет две существенные стороны проблемы форми-

рования остаточных знаний — объективную и субъективную.

Соглашаясь с исследователями этого вопроса (Р.М. Махмудова,

Ю.Н. Коломийцев, М.Б. Гитман), уточним некоторые аспекты.

Объективная сторона проблемы учитывает специфику вуза, осо-

бенности учебного плана, вариативные части учебных циклов обра-

зовательных программ и т. д. Нецелесообразно проверять остаточные

знания по конкретной дисциплине без учета востребованности ре-

зультатов ее освоения при изучении последующих дисциплин цикла

или дисциплин профессионального цикла. Выбор тем и элементов

содержания учебной программы конкретной дисциплины для форми-

рования КИМ и контроля остаточных знаний проводится на основе

анализа требований, формируемых выпускающей кафедрой или

работодателями.

Выпускающая кафедра или работодатели формируют перечень

дидактических единиц конкретной дисциплины, необходимых для

последующего изучения дисциплин цикла или дисциплин професси-

онального цикла. Кафедра — разработчик КИМ формирует банк те-

стовых заданий, формулируя базовые и профессионально ориентиро-

ванные тестовые задания для контроля остаточных знаний на основе

представленного перечня дидактических единиц выпускающей ка-

федры или работодателя. Для дисциплин профессионального цикла

банк тестовых заданий создается аналогичным образом, только пере-

чень дидактических единиц выпускающая кафедра разрабатывает сама

или ориентируется на требования работодателей. Таким образом, орга-

низуются вертикальные и горизонтальные междисциплинарные связи.

Вертикальные связи объединяют естественно-научные и профес-

сиональные дисциплины во временн

î

й плоскости, где развиваются

заявленные знания, умения, навыки и компетенции (направление снизу

вверх). Остаточные знания задаются работодателем, окончательно

формируются на конечных дисциплинах профессионального модуля;

начало их формирования приходится на первый-второй курс — при

освоении дисциплин гуманитарного, социального и экономического,

а также математического и естественно-научного циклов (направле-