Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

А.Р. Крицкая, Ю.С. Белов

2

проблем повышения качества и эффективности основных процессов

обучения и контроля. Эти процессы взаимосвязаны, многокомпо-

нентны сами по себе и недостаточная проработка одного из компо-

нентов неизбежно влечет снижение качественных показателей ос-

новных процессов. Разработаны и успешно применяются на практике

традиционные психолого-педагогические технологии и методы фор-

мирования знаний, умений и навыков (деятельностные, личност-

ноориентированные, интерактивные и т. д.), а также виды и формы

их контроля (входной, текущий, итоговый, в форме коллоквиумов,

курсовых работ, экзамена и т. д.). В настоящей работе речь идет об

остаточных знаниях как подсистеме в общей системе контроля зна-

ний и проблемах, связанных с их формированием и контролем.

Приведем определения остаточных знаний: «Остаточные

знания

(learning outcomes) — знания, умения и навыки, которые сохранились у

учащегося после успешного завершения изучения всей программы

обучения» [2]. Кроме того, «выявление остаточных знаний — это

определение особых знаний, навыков или умений, которые студент

должен проявить после определенного периода обучения» [3]. Таким

образом, с одной стороны, остаточные знания — это то, что осталось

в памяти обучающегося по окончании изучения дисциплины (про-

фессионального модуля) в целом по прошествии времени и после за-

вершения всего процесса обучения, так называемое послевузовское

сопровождение. Остаточные знания — это та часть изученного мате-

риала, которая довольно долго остается в памяти (годы и даже десят-

ки лет) и является необходимым минимумом для осуществления

профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессио-

нальных обязанностей остаточные знания (послевузовское сопро-

вождение), исходя из потребностей в них, могут углубляться, расши-

ряться, превосходя по глубине первоначальные знания, или утрачи-

ваться полностью. Но тогда и проверять их эффективность

целесообразно спустя длительный промежуток времени, когда вы-

пускник уже работает по специальности

.

В то же время (согласно п. 8

ОСУ МГТУ им. Н.Э. Баумана) контроль остаточных знаний необхо-

димо осуществлять во время освоения студентом образовательной

программы. Следовательно, под остаточными знаниями будем пони-

мать часть изученного материала дисциплины (профессионального

модуля), которая является обеспечивающей для другой (других) дис-

циплин учебного плана. Остаточные знания раскрывают внешнее со-

держание междисциплинарных связей образовательной программы.

В свою очередь, по внутреннему содержанию остаточные знания би-

нарные и включают в себя базовый компонент — общие для всех

специальностей и направлений подготовки дидактические единицы

(понятия, законы, процессы и т. п.) и профессионально ориентиро-

ванный компонент — специфические понятия, законы, процессы, ис-