Background Image
Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

8

верующего, «так что если бы то были и собачьи кости, то столь вели-

ка сила воображения, что и от них ничуть не меньше последовало бы

исцеление». Более коротко ту же мысль выразил младший современ-

ник Помпонацци великий врач Парацельс (1493–1541) — что чудеса

творит «вера, все равно, истинная ли это вера или ложная, она чудеса

будет творить всегда».

Вторая важнейшая тема трактата Пьетро Помпонацци — обу-

словленная движением небесных светил всеобщая закономерность в

природе. Будучи сторонником демокритовского детерминизма, он

дополнял его распространенными тогда астрологическими представ-

лениями о регулирующем воздействии небесных светил на земную

жизнь. Не принимая примитивное «гадание по звездам» и попытки

выяснять по движению светил конкретные судьбы людей, он был

сторонником так называемой «натуральной астрологии», исходившей

из воздействия высшего небесного мира на мир земной природы.

Именно постоянное и неизменное движение небесных тел воплощало

для Помпонацци вечную и неизменную закономерность природы. Он

подчеркивал, что все в мире подчинено общему закону вечного дви-

жения, возникновения, изменения и гибели. Все, что имеет начало,

имеет и свои периоды подъема и упадка, но особенно сложно заме-

тить это в вещах, которые существуют длительное время, «как-то:

неодушевленные предметы, реки, моря, города, законы...».

Согласно философии Помпонацци, религия не может избежать

общего закона рождения, развития, упадка и гибели. Боги приходят и

уходят, повинуясь неумолимому закону природы, движению небес-

ных тел, воздействующих на земные дела, и старый «закон» уступает

место новому с рождением новых богов. Именно поэтому пророки с

уверенностью предсказывают появление основателей «новых зако-

нов» на много веков вперед, поэтому чудеса в каждой религии «вна-

чале очень слабы, затем увеличиваются, потом достигают вершины,

потом ослабевают, пока не обращаются в ничто». По мнению Пом-

понацци, христианский «закон» уже прошел периоды своего возник-

новения и подъема. Повинуясь велению рока, он приходит в упадок,

«отчего ныне все охладели в нашей вере и прекратились чудеса, кро-

ме поддельных и ложных, — ибо, видимо, близок ее конец». Так его

философия предвосхищает грядущее наступление Реформации.

Свою последнюю и самую значительную по объему книгу «О фа-

туме, свободе воли и предопределении» Помпонацци также не пред-

назначал для печати, она была опубликована более чем через 40 лет

после смерти автора. Он закончил этот трактат за три года до смерти,

в возрасте 59 лет. Исследуя весьма популярные в эпоху Возрождения

проблемы, уравнивал в правах все возможные точки зрения — от

атеистической до аристотелевской, от стоической (согласно которой