Background Image
Previous Page  11 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 13 Next Page
Page Background

Пьетро Помпонацци: триумфы и трагедии религиозного свободомыслия

11

Разумеется, Помпонацци должен был согласовать свою философ-

скую концепцию с традиционным религиозным вероучением. Исходя

из своей интерпретации «двойственной истины», он постоянно по-

вторял любимую идею о том, что философская истина предназначена

лишь для мыслящей элиты общества — для людей, способных видеть

наказание за порок в нем самом и следовать добродетели, не стра-

шась адских мучений и не надеясь на райское блаженство. Но панте-

истический образ Бога философов, обосновывающих и принимаю-

щих мировой порядок, не годится для «простого народа», не способ-

ного подняться до вершин рационалистической этики и стоически

соблюдать нравственные принципы. Поэтому большинство людей

нуждаются в религии — и Помпонацци предоставлял теологам-

«законоучителям» право воспитания народа при условии, что они не

станут предъявлять претензий на обладание истиной и не будут вме-

шиваться в философские споры.

Таким образом, Помпонацци как философ мог провозглашать ис-

тину, но как законопослушный член общества, осознающий необхо-

димость существования религии, он многократно заявлял в своих

лекциях и трактатах, что повинуется авторитету христианской церк-

ви и признает все ее догматы.

Однако перед угрозой надвигающейся Реформации даже такая ком-

промиссная позиция не устраивала католическую церковь: хотя сам

Помпонацци избежал костра, его книги подвергались запрету, а его сто-

ронники — преследованиям. Перетто Мантуанец всегда помнил об

опасности расправы и постоянно напоминал о ней своим слушателям и

читателям. «Государи мои, направо пойдете — будет вам пытка, нале-

во — четвертование, — так предостерегал он студентов на одной из

своих лекций. — В философии верьте тому, что велят вам разумные до-

казательства, в теологии — тому, что велят богословы и апостолы со

всею Римскою церковью, а не то умрете вы смертью поджаренных каш-

танов» [1]. И в своих трактатах Помпонацци часто ссылался на гонения

и казни, которым подвергались философы в древности. Он знал о судь-

бе своих предшественников по университетским кафедрам в Падуе и

Болонье, один из которых был сожжен живьем, а прах другого был из-

влечен из могилы и предан огню по приговору инквизиции.

В суровые времена Контрреформации, покончившей с рискован-

ной игрой европейского аверроизма в «двойственную истину», имя

Пьетро Помпонацци стало настоящим символом свободомыслия. Его

трактат «О причинах естественных явлений, или О чародействе» ис-

пользовался передовыми людьми своего времени против «охоты на

ведьм». Огромное влияние оказали идеи Перетто Мантуанца на

Джордано Бруно, ставшего одной из самых известных жертв инкви-

зиции, сожженного на костре в 1600 г. Одним из самых активных по-