Background Image
Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

М.М. Догужиева

2

дей. Многие его ученики впоследствии заняли высокое положение в

политической и церковной иерархии и утвердили высокую интеллек-

туальную репутацию Помпонацци во всей Европе. Но настоящая

слава пришла к нему после смерти, когда были опубликованы два

самых больших его трактата — «О причинах естественных явлений,

или о Чародействе» и «О фатуме, свободе воли и предопределении».

И снова за вполне традиционными для своего времени названиями

скрывалось весьма радикальное содержание, из-за которого они, соб-

ственно, и не могли увидеть свет при жизни автора.

Главным предметом профессиональной деятельности Помпона-

цци была философия Аристотеля — высочайшего авторитета схола-

стики, против культа которого выступали многие гуманисты. Осо-

бенно это касалось традиционной трактовки учения Стагирита, эта-

лоном которой для католической мысли был Фома Аквинский (1225–

1274). Но Падуанский университет, где учился и преподавал Помпо-

нацци, издавна был центром распространения самой «революцион-

ной» для церковного сознания интерпретации аристотелизма — в ду-

хе арабского мыслителя Аверроэса (1126–1198), воспринятого на За-

паде через посредство известного схоласта и вольнодумца Сигера

Брабантского (ок. 1240–1284). Кажется, что все эти схоластические

споры принадлежат истории, но это не так: их проблематика затраги-

вает весьма актуальный для нашего времени вопрос о положении ре-

лигии в системе знаний и социальной жизни.

Чтобы почувствовать настоящую значимость идей Помпонацци,

надо представлять себе социокультурный фон его деятельности.

Эпоха Ренессанса с ее расцветом гуманистической культуры и воз-

рождением идей классической древности буквально вторгалась в

консервативную по определению систему университетского образо-

вания, построенную по средневековому схоластическому образцу.

Помпонацци, превосходно знающий античных философов и сочине-

ния современников (гуманисты были по преимуществу последовате-

лями неоплатонизма), разработал свой вариант «гуманистического

аристотелизма», включивший в себя некоторые идеи стоической фи-

лософии, и оптимально использовал для этого схоластическую мане-

ру развития мысли (с бесконечными вопросами-ответами, доказа-

тельствами-опровержениями, доводами-сомнениями). И если типич-

ный схоластический диспут мог закончиться «единственно

правильным выводом», подкрепленным ссылкой на бесспорный ав-

торитет, то лекции Помпонацци порой заканчивались словами: «Го-

судари мои, вы окажетесь при больших сомнениях к концу, чем были

вначале...» [1]. Он учил своих студентов сомневаться во всем: в тол-

кованиях Аверроэса, в авторитете Аристотеля и т.п., — ибо «сомне-

ние вовсе не чуждо науке, и никто не достигнет истинного знания,

если не усомнится».