А.Д. Правдина
4
1. Студенты копируют части программы из методических указа-
ний при самостоятельном выполнении лабораторной работы. В этом
случае студент не запоминает синтаксис операторов, не запоминает
нюансы выполнения программы, а поэтому в дальнейшем самостоя-
тельно не сможет написать этот элемент. Он понял смысл действия,
но не запомнил подробности.
Возможным способом борьбы с этим видом копирования является
следующий: в методических указаниях фрагменты программы встав-
лены с заранее запланированными ошибками. Это сделано для разви-
тия у студентов умения критически оценивать то, что они используют
в своей программе, оперативно анализировать заданные ситуации, ви-
деть неверную или неточную информацию. При этом подбирают
наиболее частые ошибки, которые делают начинающие программи-
сты. Опыт использования методических указаний с заранее заплани-
рованными ошибками показывает, что студенты, как правило, способ-
ны найти и исправить их.
2. Студенты копируют чужую лабораторную работу. В этом слу-
чае преподаватель, диагностируя знания и умения студента, понимает,
что они отсутствуют или недостаточны. Чтобы исправить ситуацию,
необходимо дать дополнительное задание. При этом студент будет
вынужден искать решение, читая методические указания, изучая ско-
пированную программу. Если выполненное задание не компилируется
и студент не может найти ошибку, он обращается за помощью к това-
рищам, к преподавателю. Новое знание вводится как неизвестное для
студента, и тогда полученную информацию он усваивает эвристиче-
ски, как вновь открытую. Процесс усвоения знаний студента приобре-
тает черты поисковой, исследовательской деятельности. Студенту
необходимо выполнить несколько подобных заданий, с постепенным
нарастанием сложности, так как ему дают больше времени для подго-
товки и большее количество вопросов и заданий. Особенно важна ме-
тодическая подготовка преподавателя к занятию: необходимо разрабо-
тать достаточно большой и разнообразный комплекс заданий, так как
студенты быстро ориентируются в ситуации, и если задания будут по-
вторяться, то велика вероятность списывания и на этом этапе защиты
лабораторной работы. Увеличение числа заданий во время защиты
служит воспитанию организованности, ответственности, аккуратности
у студентов.
Таким способом студенты овладевают навыком работы в среде
программирования, которая выполняется в определенной последова-
тельности, учатся ориентироваться в программной среде, действовать
самостоятельно, представлять результаты своего труда.
Поставленные перед студентом задачи обеспечивают творческое
усвоение принципов и закономерностей изучаемого языка програм-
мирования, активизируют учебно-познавательную деятельность сту-
дентов, их самостоятельную работу и применение на практике полу-
ченных знаний.