Аспекты обучения программированию на занятиях лабораторного практикума…
3
дентов социально-личностные качества, такие, например, как способ-
ность работать в коллективе. Сущность данного подхода — последова-
тельная и целенаправленная постановка задач, решение которых спо-
собствует усвоению учебного материала.
Характер и объем знаний определяются требованиями современ-
ного общества и производства. В современных условиях постинду-
стриального — информационного — общества необходимым услови-
ем качественного образования является развитие обучаемости.
Научить студентов учиться важнее, чем вооружить их конкретными
знаниями о предмете [3].
Любой специалист должен не только обладать определенной сум-
мой знаний, но и уметь самостоятельно применять их, повышать свою
квалификацию, проявлять творческую инициативу в своей профессио-
нальной деятельности, используя в работе все новое, полезное, что со-
держится в интенсивном потоке современной жизни [4].
Самая большая сложность для студентов первых курсов состоит в
самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего
усвоению. Как показывают исследования, при стихийном формиро-
вании учебной деятельности 70 % студентов не используют прием
систематизации материала для его лучшего понимания. Совместная
учебная деятельность преподавателя и студента во время защиты ла-
бораторной работы приводит к формированию единого смыслового
поля у всех участников обучения, что помогает студенту системати-
зировать знания, преодолеть затруднения в усвоении учебного мате-
риала, научиться использовать эти знания.
Задачей организации и проведения лабораторного практикума в
данном контексте является одновременное накопление приобретае-
мых знаний и овладение приемами оперирования этими знаниями [5].
Во время защиты студентом лабораторной работы по программиро-
ванию преподаватель анализирует не только представленную лабора-
торную работу, но и понимание студентом учебного материала, умение
выделять основные понятия, устанавливать причинно-следственные
связи и отношения между ними. Таким образом дополняются, обога-
щаются и систематизируются знания студента. Для защиты работы сту-
денту необходимо выполнить 1–2 практических задания на предложен-
ную тему.
Самая главная проблема, с которой сталкивается преподаватель ла-
бораторного практикума по программированию, — это копирование.
В этом случае важно заметить такую работу, показать студенту, что та-
ким образом нельзя обрести необходимые знания или выработать навы-
ки и умения; при этом необходимо уделить ему внимание, помочь осво-
ить учебный материал, приучить к самостоятельной работе.
Анализ проведения лабораторных практикумов по программиро-
ванию для студентов младших курсов показывает, что копирование
бывает двух типов.