А.Д. Правдина
2
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная
степень мотивации и эмоциональности обучаемых [2].
Одной из форм активных методов обучения является лаборатор-
ная работа — практическое учебное занятие, проводимое с примене-
нием специального оборудования (лабораторных, технологических,
измерительных установок, стендов, компьютерного оборудования):
для приобретения навыков использования лабораторного, техно-
логического, измерительного оборудования;
для изучения и исследования характеристик заданного объекта,
организуемого по правилам научно-экспериментального исследова-
ния (опыта, наблюдения, моделирования);
для формирования навыков разработки и эксплуатации про-
граммных и аппаратных средств.
Лабораторный практикум — комплекс лабораторных работ, вы-
полняемых в рамках программы дисциплины. Может включать один
или несколько циклов лабораторных работ. Это наиболее эффектив-
ная форма практико-ориентированного обучения, способствующая:
освоению студентами образовательной программы и формирова-
нию у них комплекса общекультурных, общепрофессиональных, спе-
циальных компетенций за счет выполнения реальных практических
задач;
приобретению навыков разработки и эксплуатации программных
и аппаратных средств с применением лабораторного, вычислитель-
ного, технологического, измерительного оборудования и приборов;
усилению практической направленности образовательного про-
цесса, практической реализации полученных знаний для решения
учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и
практических задач;
повышению познавательной активности и самостоятельности ра-
боты студентов в ходе выполнения лабораторных работ за счет реа-
лизации личностно-ориентированного подхода.
Лабораторному практикуму свойственно постепенное повышение
самостоятельности при выполнении лабораторных работ, включение
в них элементов исследования, анализа, поиска решений, обработки
информации и представления ее в концентрированном виде. Органи-
зация практикума часто предусматривает его выполнение группами
студентов, самоорганизующихся как при аудиторной практической
работе, так и при самостоятельной работе по анализу информации,
обработке результатов, их оформлению. Все это делает лаборатор-
ный практикум важнейшим фактором формирования общекультур-
ных компетенций студентов — познавательных, творческих, соци-
ально-личностных.
Поэтому практико-ориентированный подход в обучении, преду-
сматривающий в содержании лабораторных работ и в формах их прове-
дения элементы познавательной, творческой работы, формирует у сту-