Background Image
Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

Р.А. Камалова

4

действий (которые учащийся способен выполнять на уровне фоново-

го автоматизма).

Приведем некоторые примерные формулировки заданий к

учеб-

но-речевым

упражнениям, которые могут быть применены на заняти-

ях со слабослышащими студентами [5, 6].

1) лексико-семантическая работа:

прочитайте текст и подчеркните слова, значение которых вы не

поняли; попробуйте понять их по контексту или найдите в словаре;

дайте лексическое толкование приведенным ниже словам; под-

берите к ним синонимы;

выпишите из текста термины (общеупотребительные и узко-

профессиональные), технические аббревиатуры, слова с междуна-

родными словообразовательными элементами (и т. д.);

продолжите ряды синонимов;

продолжите перечень прилагательных, которые могут соче-

таться с нижеследующими существительными;

укажите многозначные слова в отмеченном отрывке;

подберите синонимы/антонимы к выделенным словам;

2) грамматическая работа:

поставьте в нужную форму слова;

используйте нужные предлоги для связи слов в словосочетаниях;

составьте предложения, используя опорные слова;

исправьте грамматические ошибки в предложениях (на согласо-

вание и управление);

3) синтаксическая работа:

распространите приведенные ниже предложения до сложно-

подчиненных;

вставьте в сложноподчиненное предложение необходимый по

смыслу союз;

закончите предложения, начатые деепричастными оборотами;

переделайте предложения с причастными и деепричастными

оборотами в сложноподчиненные, и наоборот;

замените придаточные определительные предложения при-

частными оборотами;

замените придаточные предложения времени и условия дее-

причастными оборотами (и т. п.);

исправьте ошибки в построении предложений.

В качестве

речевых

упражнений на занятиях выступают задания,

готовящие студентов к самостоятельному изложению материала,

к созданию собственных монологических письменных текстов [7]:

расположите предложения в нужной последовательности;

выберите предложение, в котором наиболее точно сформулиро-

вана мысль микротекста;