Background Image
 1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

1

УДК 811.161.1

Специфика языкового обучения слабослышащих

студентов в техническом вузе

© Р.А. Камалова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматривается специфика обучения русскому языку студентов —

инвалидов по слуху. Отмечаются характерные черты сурдопедагогической линг-

вистики применительно к слабослышащим студентам технического вуза.

Ключевые слова:

сурдопедагогическая лингвистика, нефилологический профиль

обучения, слабослышащие студенты технического вуза.

Развитие письменной связной речи слабослышащих учащихся —

важнейший аспект их обучения, в том числе и в техническом вузе.

Общеизвестно, что именно совершенствование речевых и коммуни-

кативных навыков является залогом успешного формирования соци-

ально активной личности. Работая над текстами различных жанров,

продумывая их план и композицию, излагая их содержание, студенты

совершенствуют свои речевые умения, обогащают словарный запас,

осваивают новые синтаксические конструкции, укрепляют навыки

орфографии и пунктуации.

Обучаясь в Московском государственном техническом универси-

тете имени Н.Э. Баумана (в Головном учебно-исследовательском и

методическом центре профессиональной реабилитации лиц с ограни-

ченными возможностями здоровья), студенты должны овладеть и

технической речью, так как она играет первостепенную роль в их бу-

дущей инженерной деятельности. Поскольку технический язык в

университетах специально не преподается, студенты осваивают его

преимущественно по тем образцам, которые они встречают в книгах

и лекциях. Однако для слабослышащих учащихся этот естественный

процесс, безусловно, должен быть дополнен целенаправленной и со-

знательной работой под руководством педагога-лингвиста. Для ре-

шения этой задачи преподавателю приходится тщательно отбирать

языковой материал, изыскивать наиболее эффективные приемы и ме-

тоды работы над ним, восстанавливать ранее изученное на новой, бо-

лее широкой тематической основе, приближать используемые рече-

вые единицы к общему строю научно-технического стиля речи.

Только таким образом может быть достигнута адекватность языко-

вых занятий задачам общетехнического образования.

Особое значение в этой работе приобретает наличие системы.

Если даже система, принятая преподавателем, не совершенна (педа-

гогическая мысль непрерывно развивается, ищет и находит более со-

вершенные способы обучения), все же она избавляет от случайных