Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Специфика языкового обучения слабослышащих студентов в техническом вузе

3

Думается, нет необходимости специально останавливаться на

значении

лексико-семантической

работы в слабослышащей аудито-

рии. В техническом университете она приобретает особую важность,

поскольку помогает студентам изучить инженерную терминологию,

освоить лексику научного стиля речи. С помощью семантических

упражнений педагог не только знакомит студентов с новыми лекси-

ческими единицами (терминами), но и отрабатывает навыки их со-

единения и понятие об их функционировании в предложении. Таким

образом, становится неизбежным обращение к

грамматике

как орга-

низующему началу, способствующему логическому оформлению

мысли. Грамматика подводит учащихся к произвольному и осознан-

ному отбору языкового материала в процессе самостоятельного рече-

вого оформления мыслей. В свою очередь, обучение грамматике сла-

бослышащей аудитории имеет свою ярко выраженную специфику.

Она состоит в

синтаксической

интерпретации всех языковых явле-

ний, когда все ключевые вопросы грамматики сосредотачиваются

вокруг структуры простого предложения, его смысловой основы, по-

скольку коммуникация осуществляется на уровне именно этих рече-

вых единиц, соотнесенных с актами мышления. Ведется целенаправ-

ленная работа по синтаксической синонимии, педагог учит пользо-

ваться возможностями варьирования языковых структур, поскольку

это развивает у слабослышащих студентов чувство языка и коммуни-

кативную способность, умение прогнозировать содержание и струк-

туру обращенной речи, организовывать свое речевое высказывание с

учетом ситуации учебного и научного общения. Это касается в осо-

бенности усложненных структур предложений, на примере которых

продолжается отработка базовой структуры предложения. Кроме то-

го, особое значение имеет работа по перестроению предложений:

оформление одного и того же сообщения по-разному — простым

предложением, сложным, с косвенной речью, с однородными члена-

ми, с причастными и деепричастными оборотами и т. п.

Таким образом, работа над структурой и семантикой предложе-

ния, в сущности, идет на основе интеграции всех языковых аспектов

(без разнесения фактов языка по разным разделам — морфологии,

лексике, синтаксису).

Этим и определяется выбор типов заданий к текстам и структура

занятия: последовательное чередование лексико-семантических,

грамматических и синтаксических речевых упражнений, предваряю-

щих творческую работу учащихся над созданием самостоятельного

монологического текста — изложения предложенного материала или

создания собственного текста (сочинения, эссе, рецензии и т. п.).

Причем на каждом этапе занятия важно не только выделять ведущую

деятельность (то есть деятельность по освоению конкретного языко-

вого аспекта: лексико-грамматического, семантического или синтак-

сического), но и создавать условия для выполнения других речевых