Background Image
Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Р.А. Камалова

2

неудач, экономит время, позволяет использовать его более рацио-

нально. Педагог, вырабатывая свою систему, отбирает наиболее

оправдавшие себя в опыте приемы обучения, устанавливает опреде-

ленную их последовательность, руководствуясь принципом, поло-

женным им в основу всей работы.

Как известно, в сурдолингвистике применяют для описания язы-

ка не дихотомию «язык — речь», а трехчленную формулу: «языковая

способность — языковой процесс (в данном случае письменная рече-

вая деятельность) — языковой стандарт (языковая система)». Глав-

ной целью языкового обучения слабослышащих во многом является

именно развитие языковой способности, то есть умения угадывать

содержание не только отработанных лексических и синтаксических

единиц, но и новых, впервые употребляемых в определенном контек-

сте высказываний. Конкретная речевая практика (выполнение учеб-

но-речевых и речевых упражнений), во-первых, закрепляет опреде-

ленные слова, конструкции, категории и формы, а во-вторых, способ-

ствует усвоению языковых норм. Таким образом, речевая деятель-

ность в процессе обучения (в частности, создание самостоятельной

монологической письменной речи) является условием развития язы-

ковой способности слабослышащих и усвоения ими системного

устройства языка.

В свое время Л.С. Выготский специально указывал на особую роль

так называемой внутренней («свернутой») речи в процессе мышления

[1]. Однако развивается внутренняя речь из речи «внешней», синтакси-

чески развернутой, словесно оформленной. Поэтому трудно переоце-

нить важность речевых упражнений и для общего развития слабослы-

шащих учащихся. Особую роль при этом приобретают письменные ра-

боты, несущие особую коммуникативную нагрузку [2].

Для понимания процесса восприятия речи и механизма встречной

смысловой догадки, встречной речевой активности большое значение

имеет положение Н.И. Жинкина о «механизмах упреждающего син-

теза в речевых процессах», согласно которому речь воспринимается

не по частям, не по отдельным элементам, а целыми блоками, струк-

турами [3]. Психологический анализ этого механизма также важен

для сурдопедагогики, поскольку этим определяется приоритетная

роль синтаксического аспекта в изучении языка слабослышащими

учащимися.

Отметим другие характерные черты сурдопедагогической линг-

вистики применительно к студентам технического университета [4]:

1)

усиление внимания к семантическому аспекту языка;

2)

акцент на грамматической работе;

3)

выбор предложения как центральной единицы лингвистиче-

ского анализа — поскольку именно предложение составляет верх-

нюю границу языка и соотносится с процессами коммуникации и

мышления.