Background Image
Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

К вопросу об использовании текстов устного народного творчества…

5

Подобный вид работы вызывает большой интерес в иностранной

аудитории, особенно когда студентам предлагается вспомнить сказки

своего народа, записать тексты на русском языке, найти иллюстра-

тивный материал и представить в виде презентации на занятии. Это

помогает в значительной степени снять психологический и языковой

барьеры, которые возникают при овладении русским языком. Сказка

несет в себе мощный эмоциональный, психологический, энергетиче-

ский заряд, так как фольклорный текст отражает все стороны жизни

народа, его менталитет, историю, культуру.

В чтении и анализе народных сказок присутствует и воспита-

тельный аспект, поскольку в них отражена система бинарных оппо-

зиций (следовательно, можно выделить пары антонимов, что играет

немаловажную роль при изучении грамматики):

ленивый-

трудолюбивый, умный-глупый, хитрость-наивность/глупость, доб-

ро-зло, жизнь-смерть, любовь-ненависть, мир-война, черный-белый,

свой-чужой

и т. д. Анализ данных понятий, применение их как к ска-

зочному сюжету, так и к реальной жизни помогает иностранным

учащимся лучше понять жизнь русского народа, сравнить его куль-

туру и традиции с культурой и традициями своего народа, осмыс-

лить, кто есть кто и что есть что вокруг них, поскольку сказка — от-

ражение модели мира.

Вопрос об использовании фольклорных текстов в качестве куль-

турологического, социального и воспитательного материала на заня-

тиях по русскому языку интересует преподавателей, работающих и с

филологами, и с нефилологами [8, 9].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что познава-

тельная, воспитательная и психологическая роль сказочных сюжетов

чрезвычайно велика; изучение языка как феномена национальной

культуры придает занятиям ярко выраженный страноведческий ко-

лорит, а использование сказочных текстов на занятиях по РКИ в тех-

ническом вузе помогает снять языковой и культурный барьеры у

учащихся и повышает положительную мотивацию в образовательном

процессе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шарипов Ф.В.

Педагогика и психология высшей школы

. Москва, Логос,

2013, 314 с.

[2] Московкин Л.В., Щукин А.Н., сост.

Хрестоматия по методике препода-

вания русского языка как иностранного

. Москва, Русский язык. Курсы,

2012, 552 с.

[3] Винокурова Е.С. Концепт и его роль в изучении языков.

Актуальные про-

блемы русского языка и методики его преподавания: традиции и иннова-

ции: Сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конферен-

ции молодых ученых с международным участием

. Шаклеин В.М., ред.

Москва, Рибэст, 2012, с. 62–64.