Background Image
Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

К вопросу об использовании текстов устного народного творчества…

3

нять друг друга. Овладение иностранным языком позволяет осмыс-

лить присущий его носителям образ жизни, обычаи, достижения

культуры [4].

Говоря о многонациональных учебных группах, следует отме-

тить, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана в одной группе имеются пред-

ставители 5–7 стран и больше (например, Япония, Вьетнам, Китай,

Южная Корея, Монголия, Йемен и т. п.). Так что преподавателю

РКИ часто приходится иметь дело с представителями самых разных

национальностей, разных культур, и поэтому он должен ориентиро-

ваться на индивидуально-психологические и национально-культур-

ные особенности личности обучаемых, учитывать национальные и

культурные традиции учащихся, особенности их родного языка [5].

Здесь на помощь преподавателю приходит народное творчество,

фольклорные тексты, в частности, народные сказки. Межнациональ-

ные культурные традиции, отражаемые в фольклорных текстах, по-

могают увидеть и прочувствовать связь народов, культур и языков в

частности. Поскольку многие сюжеты являются «бродячими» и «ко-

чуют» от одной нации к другой, они являются связующим звеном

между народами. На сказочных примерах — сюжетах, героях —

можно проследить историю того или иного народа, его жизнь, как

повседневную, так и общественно-политическую, экономическую;

проследить эволюцию той или иной нации. Можно увидеть и понять

отношение к окружающему миру, к таим понятиям, как «добро-зло»,

«хорошо-плохо», «смелость-трусость», «верность-предательство»

(сюда же можно включить понятие «патриотизм» как любовь к своей

стране и желание защитить ее от врагов); опять же сюда добавляются

понятия «друг-враг», «свой-чужой», «мир-война». Все эти оппози-

ции, которые часто встречаются в повседневной жизни, ярко и четко

представлены в фольклорных, в частности сказочных, сюжетах. Каж-

дый персонаж является носителем определенной черты характера:

лиса — хитрая, волк — глупый/наивный, жадный и злой, заяц —

трусливый, Василиса Премудрая (очень умная, наделенная необыч-

ными способностями), Иван-царевич (или Иван-дурак) — добрый,

отзывчивый, готовый помогать всем, верный и преданный, Кощей

Бессмертный, Змей Горыныч или Тугарин Змеевич — олицетворение

темной силы, зла, собирательный образ врага и захватчика [6]. И хотя

тексты сказок не входят в основной учебный материал при подготов-

ке иностранных инженеров, трудно недооценить роль данного мате-

риала в формировании у учащихся языковой, культурологической и

коммуникативной компетенции, так как художественная литература

(и устное народное творчество в частности) является образцом язы-

ковой нормы и выполняет важнейшую познавательную миссию. Ли-

тература оказывает благотворное воздействие на эмоциональный

мир, формирует эстетический вкус и стимулирует мышление студен-